Иногда это «крик о помощи». Как понять, что ваш ребенок попал в «группу смерти»?
08-ноя, 12:58 Безопасность / ТАДЖИКИСТАН 101В свое время и в Таджикистане на фоне сообщений об игре «Синий кит» МВД проводило профилактические беседы среди старшеклассников и студентов на тему этой игры.
«Азия-Плюс» решила узнать у психолога, как выявить, что ребенок попал под влияние «групп смерти».
Привет от «Синего кита»?
О суицидальных играх заговорили еще в 2015 году в России после серии самоубийств подростков. Тогда среди них особо популярна была игра «Синий кит», из-за которой подростки якобы и совершали суицид. В основном играли в нее в сети ВК, где игре посвящали целые сообщества. Не всегда сообщество носило название «Синий кит», иногда группа могла называться «Разбуди меня в 4:20», «Тихий дом» и т. д.
«Затем сообщения о суицидах, якобы связанных с челленджем «Синий кит», также начали появляться в Индии, Грузии и США», – говорит эксперт по детской безопасности и семейному развитию из Казахстана Динара Кусаин.
Данный челлендж прозвали игрой потому, что в течение 50 дней подростки, которые вступили в нее, должны были выполнять различные задания от «кураторов». Практически все они были связаны с нанесением себе телесных повреждений, и в итоге на 50-й день подросток должен был совершить самоубийство. В случае отказа «куратор» угрожал расправой родным.
Фото из архива «PRO Город»
Чуть позже в 2017 заговорили о мобильной игре «Розовый пони», в которой, по слухам, уже подобные задания раздавались малышам. По сюжету, сначала пони скачет по поляне, предлагая выполнять различные задания, а потом просит ребёнка залезть на подоконник и ни в коем случае «не рассказывать об этом маме».
Однако позже издание Life, проведя собственное расследование, сообщило, что никаких заданий, приводящих к смерти, в игре нет, а все страхи в основном возникли на фоне некоторых отзывов о «Розовом пони» в Google Play.
«Сотрудники Лайфа установили игру, чтобы лично убедиться в её опасности. «Розовый пони» там действительно есть, и он действительно скачет (точнее, какая-то принцесса на нём). Но ни пони, ни принцесса ни к чему не призывают. Ими надо управлять, чтобы преодолевать всевозможные препятствия и собирать сердечки. Вот, собственно, и всё», - пишет Life.
«Больше предположений, чем реальных фактов»
И вот ввиду недавних событий в Казахстане в обществе вновь заговорили о «группах смерти». Подробнее об этом «Азия-Плюс» и рассказала Динара Кусаин.
«Предположение о том, что девочки, выпавшие из окна, играли в суицидальную игру, полиция опровергла. В наши дни снова появилась информация о суицидальных играх и сообществах, где якобы подросткам дают задания покончить с собой. Но сегодня здесь больше предположений, чем реальных фактов.
В одном специалисты единодушны: речь идет не о том, что игра сама по себе способна довести до самоубийства, а о том, что подростки в депрессивном и подавленном состоянии могут искать единомышленников и организовываться в сообщества, в том числе виртуальные», – говорит Динара.
Эксперт отмечает, что подростковый возраст сам по себе является особенным и это важно понимать.
Подростков характеризует импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная рефлексия и склонность к рискованному поведению, утверждает Динара Кусаин.
Родителям и взрослым при этом необходимо понимать триггеры и быть особенно внимательными, открытыми и дружественными к подростку.
«Обязательно объясните ребенку правила безопасного поведения в виртуальной среде. Люди, которые хотят каким-либо образом использовать вашего ребенка, могут пытаться сделать это через внимание, комплименты, подарки, завоевывая доверие и дружбу вашего ребенка.
Другие могут прибегнуть к угрозам и шантажу, или заявить, что находятся в беде, чтобы вызвать вашего ребенка на контакт. Ребенок должен четко понимать, что за профилем его виртуального друга в реальности может скрываться кто угодно: мошенник, работорговец, сексуальный преступник», – поясняет она.
Специалист также привела статистику: из 194 стран с общедоступной статистикой Казахстан в прошлом году занял 20 место по количеству суицидов.
«При этом, по данным ВОЗ, уровень самоубийств в Казахстане сократился с 38,7 на 100 000 населения в 2000 году до 17,6 в 2019 году. Для сравнения, среднемировое значение составило 9,2. Суициды находятся на 7 месте среди причин смертности внутри страны. Доля суицидов среди детей и подростков до 17 лет составила 6% или более 200 случаев самоубийств.
Как показало недавнее исследование Школы аналитики Клуба экспертов при Сенате Парламента РК, не обнаружено прямой взаимосвязи между финансовым благополучием и самоубийствами. Более того, среди казахстанцев, совершивших самоубийство, большая часть проживала в благополучном окружении», – добавляет Динара.
Как бороться с суицидами?
«Среди первопричинных мер казахстанские исследователи предлагают профилактику импульсивных самоубийств: блокирование доступа к крышам высотных зданий, мостам или другим сооружениям, ограничить продажу высокопроцентной уксусной кислоты и пр.
Во-вторых, важно вести честный мониторинг попыток самоубийств. В обществе есть стигма, и сами люди, совершившие попытку самоубийства, и их родные часто пытаются замолчать подобные случаи.
Между тем эти люди нуждаются в профессиональной психологической и медицинской поддержке, чтобы исключить повторные попытки», – говорит эксперт.
«Для начала родителям необходимо успокоиться»
В том же 2015 году, в период особой популярности «суицидальных игр», по данным МВД, в Таджикистане не было зарегистрировано фактов суицида подростков после игры в «Синего кита» или «Розового пони».
Однако знать, как действовать в случае, если подросток состоит в сомнительных группах в соцсетях, все же нужно.
Подробнее об этом «Азия-Плюс» рассказала психолог и специалист в области цифровой безопасности Фируза Мирзоева.
- Есть ли какие-то психологические признаки, по которым можно понять, что ребенок попал под влияние групп вроде «Синего кита»? Что в его поведении должно насторожить?
- Как и в любых других ситуациях, где ребёнок попадает под чьё-то негативное влияние, подвергается травле, сталкингу, в поведение ребенка важно вовремя заметить его замкнутость, напряженность, возможно разговоры о смерти, хроническое недосыпание.
Иллюстративное фото thinkstockphotos.com
Обычно в таких группах все активности происходят ночью. Ребенок слишком много времени проводит в телефоне, у него может существенно изменится поведение – от апатичного состояния до противоположного, когда он начинает хамить, проявлять агрессию, открыто показывать неуважение к родным.
В целом, любое нетипичное поведение ребёнка должно насторожить родных.
- Родитель обнаружил в телефоне ребенка группу, где публикуются призывы к самоубийству и тематика, связанная со смертью. Как объяснить, что такие группы ни к чему хорошему не приведут?
- Для начала родителям необходимо успокоиться самим. Важно понимать, что ребёнок в этой ситуации очень уязвим: никакие воззрения к стыду, чувству вины или ответственности не помогут. Будьте очень деликатны.
В целом, в рамках цифровой гигиены, родители с первых дней, когда дали в руки ребенку гаджет, должны мониторить его действия в Интернете и ребенок должен об этом знать. И тут важно прояснить для ребенка ваши действия – это не про недоверие, а про риски, которых очень много в виртуальном мире.
Необходимо максимально вовлекаться в жизнь ребенка, проводить больше времени, показать важность его присутствия в жизни родных, проявлять заботу и любовь. Если ребенок готов, можно поработать с психологом.
Предвосхищая комментарии любителей жёстких воспитательных мер из серии «а вот меня в детстве били и ничего…», скажу, что поколение сегодняшних детей существенно отличается от своих родителей и в целом такие методы никогда не работали, а в таких ситуациях могут только ускорить процесс ухода из жизни.
- А если уже заметили у ребенка на руках порезы. Как начать с ним об этом разговор и объяснить, что вредить себе нельзя?
- Селфхарм – это не всегда про суицидальное поведение. Чаще всего это аутоагрессия, самонаказание. В подростков возрасте самоповреждение является способом справиться с накопившимися негативными эмоциями, сложными отношениями с родителями или иногда это крик о помощи.
Дети не всегда умеют прямо просить о помощи, особенно эмоциональную и психологическую у родителей. Поэтому разговоры о том, что вредить себе нельзя – бесполезны. Начните копать глубже, начните с себя: где вы потеряли контакт с ребенком?
- Нужно ли ограничивать время ребенка в телефоне? Есть ли способ сделать это безболезненно, или истерик не избежать?
- Да, ограничивать обязательно нужно. Для этого ребенка необходимо занять различными социальными и домашними обязанностями, увлечь его в реальности спортом, искусством, музыкой – все дети талантливы. Найдите талант вашего ребёнка.
Безболезненно для ребенка ограничить в момент, когда до этого не контролировалась его виртуальная жизнь, – не получится.
Лучшее, что можно сделать – не доводить до этого своим безразличным отношением и мыслями «ну пусть с телефоном сидит, так он у меня под присмотром, рядом».
Возвращайте в реальность ребенка своим присутствием в его реальности.
- Какие есть профилактические меры в случае «групп смерти»?
- Цифровая гигиена – с ней необходимо знакомить каждого ребенка, подключая его к Интернету. Мониторить его социальные сети и не скрывать этого. Важно быть в контакте со своим ребенком.
К сожалению, сами родители настолько оторваны от жизни ребенка, что до последнего не замечают слов и/или действий с призывом о помощи от ребенка. Нужна безусловная любовь, которая транслируется ребенку каждый день, а не в виде похвалы за что-то.