Ротшильды не дремлют. Западные банкиры рвутся в Казахстан и Узбекистан » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Ротшильды не дремлют. Западные банкиры рвутся в Казахстан и Узбекистан

В начале апреля агентство  Reuters со ссылкой на свои источники распространило сообщение о том, что финансовая группа Rothschild рекомендовала Казахстану включить в программу приватизации продажу акций стратегическим инвесторам перед их размещением на фондовом рынке.

Как известно, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», управляющий активами на сумму порядка 67 миллиардов долларов, планирует снизить свою долю участия в таких компаниях, как Air Astana, «Казатомпром» и «Казмунайгаз».
Глава представительства Rothschild в России и странах СНГ Джованни Сальветти обратился к финансовым властям Казахстана с предложением проводить стратегические продажи акций крупных компаний, отобранных для приватизации. «По нашему мнению, продажи pre-IPO можно провести в этом году, тогда как сами IPO – некоторое время спустя», – сказал Сальветти.

По оценкам Rothschild, авиакомпания Air Astana в настоящий момент более других подготовлена к первичному публичному размещению акций. Сальветти заявил, что у этой компании также мог бы быть pre-IPO инвестор, особенно если поставить ее в рамки инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Западный финансист убежден, что вторичный выпуск акций «Казахтелекома» можно было бы провести столь же быстро, тогда как в случае с КМГ и КТЖ потребуются два или три года подготовки.

Министерство национальной экономики Казахстана также подтвердило, что рассматривает возможность двухэтапного плана. Оно уже подготовило девять компаний к выводу на IPO/SPO, включая «Казахтелеком», Air Astana и «Казатомпром», которые планируется вывести на фондовую биржу в 2018 году. Компании «Казмунайгаз», «Самрук-Энерго», «Казпочта» и «КТЖ» планируется вывести в 2019-2020 годах. Также ведется подготовка к выводу на IPO/SPO горнорудной компании «ТауКен Самрук» и авиаперевозчика Qazaq Air. Правительство рассматривает предложения по продаже небольших пакетов акций стратегическим инвесторам перед IPO для повышения стоимости акций при IPO.

Стоит отметить, что Rothschild консультирует Национальный банк Казахстана. Сальветти и председатель совета директоров Rothschild Эрик Де Ротшильд в ноябре прошлого года провели встречу с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым.
Тем временем Rothschild проявляет интерес не только к продвижению в Казахстане, но и намерен в скором времени зайти на открывающийся узбекский рынок. «Наша модель работы в Казахстане применима и к Узбекистану – мы можем консультировать правительство в вопросах приватизации, помогая реформировать банковский сектор», – сказал Сальветти.
Что же побудило Rothschild к решению расширить свое присутствие в Центральной Азии, и насколько актуальны предложения западной финансовой группы в части pre-IPO при проведении приватизации в Казахстане? С этими вопросами Central Asia Monitor обратилась к экспертам.

Айкын Конуров, депутат нижней палаты парламента, экономист: «Основная задача – полный аудит компаний»
- Общепринято, что IPO – это первоначальное публичное предложение, оно применяется к акциям и подразумевает также их допуск к торгам на фондовой бирже. Предлагаемый Rothschild проект по pre-IPO заслуживает внимания. Если перевести на человеческий язык, то это пробное или малое IPO. Основная задача – полный аудит компаний, приведение их в нужное состояние для IPO и презентация их рынку уже прозрачными и востребованными. Это своеобразная предпродажная подготовка, где тот, кто готовит, будет иметь свой «гешефт» в виде роста стоимости акций и повышения своей репутации как успешной компании по управлению активами. Многое зависит от того, кто именно будет заниматься pre-IPO. Ведь некогда весело начинавшиеся проекты в Алматы – РФЦА и КАSE – сегодня скромно умалчивают о несбывшихся планах. Если проектом на новой площадке МФЦА будет заниматься та же команда, то ждать больших успехов не стоит. Ведь экономический кризис только нарастает, сырьевые экономики находятся под большим давлением, что не придает уверенности инвесторам. Понятно, что сегодня, кроме консультаций МВФ и ВБ, аналитикам Rothschild и слушать-то некого, но если посмотреть на преддефолтную Грецию, то можно наглядно увидеть, что не всегда эти консультации приводят к успеху. Казахстанские управленцы страдают неумением планировать и могут работать только в тепличных условиях роста рынков.
Зная, что Rothschild – это транснациональный холдинг, прежде всего нацеленный на получение прибыли и расширение влияния, способный при желании разворачивать рынки даже развитых государств, можно предположить, что Казахстан интересен группе в качестве проекта по созданию Евразийской площадки управления активами. Если это так, то прямая заинтересованность группы может помочь Казахстану занять достойное место в новом проекте глобализации, где, как мы уже наблюдаем, формируются новые валютные, производственные зоны и рынки сбыта.

Ни для кого не секрет, что флаг глобализации подхвачен Китаем. Страны Центральной Азии, Россия и Украина являются для него основными транзитными путями по суше, а, кроме того, еще и хорошими рынками сбыта. Несложно понять, что одна из мощнейших финансовых групп не упустит возможность непосредственно участвовать в этом процессе, оказывать на него влияние. Консультации в таких случаях – это как рекомендации врача: адекватному пациенту они могут помочь, а неадекватному сильно навредить. Для особо ценных пациентов существует сопровождение, что дает дополнительные гарантии успешности лечения. Судя по косвенным признакам, группа Rothschild собирается сопровождать Казахстан и некоторые страны Центральной Азии на сложном пути интеграции в новую глобальную реальность под флагом Китая.

Жарас Ахметов, экономист: «Это нормальная практика»
IPO – публичное предложение акций неограниченному кругу лиц. Продажа стратегическому инвестору – это сделка с одним или несколькими лицами. Продажа пакета акций стратегическому инвестору в преддверии IPO показывает рынку, что актив пользуется спросом, и подогревает интерес к нему. Плюс возможен эффект синергии. Минус – если будущая сделка объявлена, но не состоялась. Такой поворот событий остужает интерес к активу.

Марат Толибаев, предприниматель, бывший вице-министр сельского хозяйства: «Pre-IPO должно проходить максимально прозрачно и справедливо»
Продажа небольшого пакета акций перед IPO – это нормальная практика на мировом фондовом рынке. Таким образом, во-первых, проводится «пристрелка» рыночной цены акций будущего эмитента, а во-вторых, привлекаются авторитетные «якорные» инвесторы, которые призваны своим присутствием притянуть других инвесторов. Другое дело, что такое pre-IPO должно проходить максимально прозрачно и справедливо. То есть консультанты, как в данном случае семейство Ротшильдов, не должны воспользоваться своим положением, чтобы скупить акции казахстанских «голубых фишек» по неоправданно низкой цене.

Почему Ротшильды так активны в Казахстане и в Средней Азии? Это вполне объяснимый интерес бизнесменов к богатому ресурсами региону – здесь можно заработать. Какая польза Казахстану? Зачастую выгода для страны от дорогостоящих консультаций зарубежных компаний вызывает у рядовых граждан сомнения. И такие сомнения имеют под собой основания. Прежде всего, ввиду закрытости наших властей для народа. Правительство не отчитывается перед гражданами о своей деятельности, в том числе об обоснованности выбора того или иного международного консультанта, о результативности таких консультаций. Решения обычно принимаются кулуарно. В демократическом же государстве правительство подотчетно избирателям и имеет сильную оппозицию, которая подвергает публичной критике любое его действие. В такой обстановке властям приходится регулярно отчитываться перед народом и объясняться по каждому поводу. Это является надежной гарантией от волюнтаризма, а также от недоверия и подозрительности граждан.

Если отбросить эти нюансы, то сами по себе консультации правительств различных стран с международными экспертами – нормальная практика. Консультанты привносят в работу государственных управленцев опыт других стран и крупных компаний, позволяют избежать многих ошибок и найти оптимальное решение с меньшими потерями.

Анна Королева, российский экономист, обозреватель журнала «Эксперт»: «Особый интерес – к природным богатствам»
Pre-IPO представляет собой предварительное IPO. То есть определенным инвесторам, как правило, крупным инвестфондам, частным инвесторам оно предлагается с определенными целями до проведения основного размещения бумаг. Обычно это большие пакеты, которые нецелесообразно распылять и делить среди большого количества потенциальных миноритарных акционеров. Такие покупатели готовы приобрести большие пакеты сразу, по предварительной договоренности. И хотя при приобретении такие покупатели получают более низкую цену от продавца, в подобном подходе есть свои плюсы. Так, размещающая сторона может избежать спекуляции и занижения цены своих бумаг при продаже, как это часто делают недобросовестные рыночные игроки. Иногда при pre-IPO практикуется блокировка продаж на определенный период (как правило, около года), чтобы конкретный покупатель управлял пакетом, а не выкинул его на рынок непосредственно после приобретения. То есть, таким образом в проект привлекаются крупные институционные инвесторы, заинтересованные в долгосрочных вложениях и развитии принадлежащих теперь им активов.

Конечно, если продавцом является государство или крупная структура, то они могут преследовать свои внутренние цели и продавать подобные пакеты «подходящим» компаниям – то есть тем, с которыми есть определенные договоренности, необязательно касающиеся даже развития продаваемых компаний. Например, государство может быть заинтересовано в развитии конкретного сектора экономики и предложить пакет в рамках pre-IPO «в обмен» на развитие определенной ниши на рынке страны или на социальные проекты. Впрочем, есть и другая сторона медали. Это финансовая составляющая – снижение стоимости размещения для продавца в таких случаях может быть довольно ощутимым. Ну а для покупателя неприятным моментом, естественно, может быть блокировка продаж на определенное время и принятые на себя обязательства. Впрочем, все зависит от конкретного проекта и компании. Интерес западных инвесторов к Казахстану и подобным ему странам вызван их природными богатствами, а также тем, что они только начинают свой путь развития, когда зачастую правительствам требуется помощь, причем любая – и «моральная», и финансовая. К наиболее интересным сферам относятся, например, туризм, транспорт, сырье, высокотехнологичные производства. Иностранные инвесторы, особенно из Европы, где рынки уже достаточно ограничены вследствие высокой конкуренции, ищут новые рынки сбыта, и с этой точки зрения такие страны, как Казахстан и Узбекистан, им очень интересны.

Расул Рысмамбетов, финансовый аналитик: «В регионе можно зарабатывать гораздо больше»
Группа Rothschild является известной и уважаемой во всем мире. Так или иначе она вовлечена не менее чем в 10% мировой экономики. И в нашем случае это не обычные консультации, а, скорее, адресные рекомендации для Казахстана. Поэтому опыт и связи Rotschild необходимы Казахстану, чтобы иметь более широкий взгляд на
ситуацию и на общее положение дел.

В конце концов, мы сами своими руками претворяем в жизнь рекомендации, данные нам международными компаниями. И мы сами решаем, что именно из их советов брать на вооружение. Поэтому, я думаю, проблема заключается именно в нас. Образно говоря, наши госструктуры сидят в библиотеке знаний, в которую нас завели крупные мировые компании. Читать книги или жечь их для отопления – это наш выбор. Сами по себе консультации ничего не стоят, если их не осуществлять или осуществлять спустя рукава. Дело за нами – научиться ими пользоваться. Чтобы пользоваться тонкими инструментами, нужен подготовленный ум.
Могу точно сказать, что неплохие рекомендации дают и наши собственные, казахстанские эксперты. Просто это выбор нашего правительства – слушать иностранцев.

В Центральной Азии существует значительный потенциал роста. Десятки миллиардов долларов, заработанные иностранными компаниями здесь, и десятки миллиардов долларов, выведенные элитами из региона в иностранные банки, доказывают это. Если даже при низком качестве госуправления, значительном административном бремени компании умудряются зарабатывать, значит, если иностранные консультанты помогут улучшить бизнес-среду, то в регионе можно будет зарабатывать гораздо больше.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade: «Интересы могут не совпасть с нуждами общества»
Размещение акций всегда преследует цель привлечь больше капитала для деятельности акционерного общества.

С этих позиций продажа пакета стратегическому инвестору перед широким размещением может преследовать несколько целей. Во-первых, достаточно значимый пакет бумаг, проданный на pre-IPO крупному участнику, позволяет привлечь средства не только от продажи акций. Впоследствии такой участник может использовать свои дополнительные ресурсы для реализации проектов акционерного общества. Во-вторых, нахождение пакета в руках «якорного» акционера выступает как дополнительное преимущество в глазах новых покупателей бумаг при IPO. И уже вследствие этого размещение на IPO может привлечь больше покупателей и повысить цену продажи бумаг.
В случае же выхода на первичную продажу на бирже без такого предварительного действия эффективность размещения может быть ниже. Минусом такой практики может стать то обстоятельство, что руководству компании сложнее осуществлять управление ею, когда среди акционеров есть сильные игроки со своими интересами, которые могут не совпасть с предпочтениями общества. Поэтому важен масштаб владения соответствующим пакетом акций, а также изначальные договоренности и координация позиций, которые могут быть юридически зафиксированы в документах.

Интерес к Казахстану и Узбекистану со стороны Rothschild, крупной и опытной компании в области консультирования и инвестиций, может быть связан со следующими обстоятельствами. Фондовый рынок в странах Центральной Азии переживает свое становление. Здесь есть важные и перспективные проекты размещения акций как с точки зрения консультационной деятельности, так и с позиции возможного участия в инвестиционных проектах. Особое значение регион приобретает как транзитное звено с созданием в будущем инфраструктуры транспорта, логистики, сопутствующих производств.

Арман Бейсембаев, руководитель аналитического департамента FXPrimus: «Пути доступа на российский рынок»
Pre-IPO выгоден и удобен только в том случае, если ожидается, что держателями акций станут крупные институциональные инвесторы. Это дает возможность купить большой пакет акций по более низкой, чем на самом IPO, цене, при этом не влияя на рынок. Проведение pre-IPO предполагает, что на акции есть высокий спрос. Это один из стандартных способов, регулярно практикуемых в развитых странах, купить акции еще до того, как цены на них вырастут. Само рассмотрение возможности проведения pre-IPO говорит о том, что есть высокий интерес к казахстанскому рынку со стороны международных инвесторов, и власти готовы к их присутствию в крупных компаниях.

Такой интерес иностранного капитала к Казахстану оправдан, поскольку здесь есть высокий потенциал развития, который страна использует далеко не в полную силу. С другой стороны, в свете конфронтации Запада с Россией необходимо искать пути доступа, в том числе и на российский рынок. Его можно получить через Казахстан. Также высок потенциал Казахстана как транзитной территории, связующего звена между Китаем и странами Европы. Использование этого потенциала региона с точки зрения доходности делает его весьма лакомым куском для западного капитала.

Для наших же властей привлечение зарубежных консультантов интересно еще и в свете развития Казахстана как международного финансового центра, и с этой точки зрения их опыт будет крайне важен. То, что их советы не всегда оказываются в итоге полезными, – это отдельный вопрос. Однако без этого опыта у нас самих мало что получится. Так развивались все страны Юго-Восточной Азии от Малайзии до Сингапура, тем же путем пошел и Китай, где привлечение западных консультантов стало чуть ли не ключевым моментом при построении бизнеса. Этот опыт решил перенять и Казахстан.

Автор: Аскар Муминов


КОММЕНТАРИИ