Нургельды Халыкова продолжают отправлять в ШИЗО, есть опасения ужесточения режима и провокации » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Нургельды Халыкова продолжают отправлять в ШИЗО, есть опасения ужесточения режима и провокации

Туркменский гражданский активист и репортер Нургельды Халыков, отбывающий четырехлетний срок по сфабрикованному делу о мошенничестве, отправляется в штрафной изолятор по любому незначительному поводу, а также за публикации СМИ о нем. Есть опасения, что ему либо ужесточат режим содержания, как «злостному нарушителю», либо увеличат срок наказания, устроив некую провокацию. Недавно в Туркменистане состоялось очередное массовое помилование, но под него не попал ни Халыков, ни кто-либо еще из политзаключенных.
17 апреля в честь Ночи Всемогущества в Туркменистане были помилованы 463 заключенных. Как сообщил источник turkmen.news в одном из силовых блоков, из колонии LB-K/12, где отбывает срок Халыков, вышли на свободу 143 человека. В основном они сидели за воровство и мошенничество. Нургельды Халыков тоже осужден по статье «мошенничество», но его в списки не включили.
Источник сообщил, что за последние несколько месяцев Халыкова не раз отправляли в ШИЗО по незначительным и часто надуманным нарушениям. Другие заключенные имеют доступ к мобильным телефонам, но ни Халыкову, ни другому политзаключенному Мурату Душемову никуда звонить не дают. Если заключенные, владеющие телефонами, предоставят их Халыкову или Душемову, их самих отправят в ШИЗО.
В этом году Халыков держал пост Ораза. Это помогает ему справиться с тяжелым эмоциональным состоянием. Он испытывает большое моральное давление со стороны сотрудников колонии и опасается их провокаций. Халыкова приговорили к четырем годам осенью 2020 года, в 2024 году срок истекает. В Туркменистане политзаключенным нередко добавляют новые сроки уже в колонии, признавая их виновными, например, в нападении на охрану.
Нургельды, по сути, осудили за контакт с независимыми СМИ. Летом 2020 года Туркменистан посетила делегация ВОЗ, чтобы оценить готовность страны к COVID-19.  Девушка, отдыхавшая с подругами в ашхабадском отеле «Йылдыз», сфотографировала членов этой делегации и выложила снимок в Instagram. Халыков увидел фото и прислал его в редакцию turkmen.news. На следующий день девушка удалила Нургельды из друзей в Instagram и спросила, не он ли отправил снимок журналистам. Через несколько часов Халыкова вызвали в полицию. Позднее он смог связаться с turkmen.news и сообщить, что его обвиняют в невозврате долга своему другу Юрию Рогусскому. 15 сентября Багтыярлыкский районный суд Ашхабада приговорил Халыкова к четырем годам заключения.
Позднее стало известно, что делом Халыкова занимался лично заместитель главы Министерства национальной безопасности Туркменистана Оразгельды Мередов — «специалист» по политзаключенным. Он же лично уделял внимание делам и других активистов. Тот факт, что простым, казалось бы, делом о мошенничестве занимался замминистра национальной безопасности, говорит о политической подоплеке преследования Халыкова.
В поддержку Нургельды Халыкова выступили Комитет ООН по правам человекаКомитет защиты журналистов«Репортеры без границ», фонд «Справедливость для журналистов», ряд конгрессменов США и ВОЗ. Власти на это не отреагировали.
В прошлое массовое помилование в списки освобожденных попал ряд политзаключенных, но Халыков в их число не вошел. А в апреле 2023-го, насколько известно, не был освобожден ни один политзаключенный. Помилование коснулось исключительно обычных осужденных.
Кстати, 24 апреля в Вашингтоне встретились государственный секретарь США Энтони Блинкен и вице-премьер министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов. Судя по стенограмме встречи, тема прав человека была затронута лишь вскользь, а имена политзаключенных не упоминались.


КОММЕНТАРИИ