Лукмон Бойматов: Пограничные претензии должны иметь правовую рамку » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Лукмон Бойматов: Пограничные претензии должны иметь правовую рамку

Лукмон Бойматов, историк

Дипломат - это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать.
Уинстон Черчилль
Надо всегда помнить, что общество с запасом терпения может идти по жизни с большой долей спокойствия.
15 сентября, отвечая на вопросы журналистов в Баткене, председатель ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев сообщил, что власти этой страны нашли новейшые документы по границе и на их основании могут доказать, что большая часть кыргызских земель перешла соседней стране.
Кыргызский политик предупредил, что если таджикская сторона не откажется от территориальных претензий к Кыргызстану, Бишкек может предъявить свои претензии Таджикистану на основании недавно обнаруженных архивных документов. В частности он говорил:
Камчыбек Ташиев
Камчыбек Ташиев
«Наш сосед Таджикистан предъявляет территориальные претензии к нашей стране. Но мы отвечаем, что таких претензий быть не должно. Несколько дней назад мы нашли новые документы. На их основании мы знаем, что многие участки Кыргызстана перешли Таджикистану, и можем подтвердить это юридическими и историческими документами. Если соседнее государство не откажется от своих территориальных претензий к Кыргызстану, то мы на законных основаниях предъявим территориальные претензии соседям».
История повторяется. Отрадно, что умные люди всегда терзаются сомнениями, но горестно, что глупцы и идиоты слишком уверены в себе.
Вспомним события двухгодичной давности, когда 26 марта 2021 председатель ГКНБ, глава правительственной делегации по границам Камчыбек Ташиев на пресс-конференции в Бишкеке, в бестактной, присущей «легкомысленному эксперту» и в ультимативной форме заявлял, что «ворухский вопрос» относится к спорным вопросам границ между Таджикистаном и Кыргызстаном. По словам главы ГКНБ, Кыргызстан передал два предложения Таджикистану:
«Первое - мы на законном основании измерим границы анклава и он больше не будет расти, и готовы дать дорогу в обход села Ак-Сай. Второе еще жестче - мы готовы обменять анклав Ворух. Если они нам оставят эту территорию анклава в 12 тыс. га, мы готовы дать 12 тыс. га в других районах Баткенской области - Лейлекском и Баткенском. Мы даже дали перечень этих участков. Но пока таджикская сторона не ответила», - сказал он.
Не бывает плохой национальности, есть только плохие люди. Если политик и дипломат не знает историю и этики дипломатии, то он сталкивает стороны к войне.
Силовая дипломатия требует силу, а не искусство консервации новых кризисов.
Не задевая национальные достоинства и честь киргизского народа, как историк снова повторяю, что заявление Камчыбека Ташиева далеко от дипломатической этики и уважения добрососедских отношений, и оно может загнать решение без того чувствительных вопросов в тупик. Вполне очевидно, что это заявление сделано для внутренней аудитории и кыргызского политического истеблишмента.
Общеизвестно, что основой для возникновения территориального спора являются территориальные разногласия, т. е. споры и разногласия по поводу установления правового режима и принадлежности определенной территории.
Кстати, международным правом предусмотрены эффективные способы и средства разрешения межгосударственных споров о прохождении государственных границ
Спорные вопросы между Британской Гвианой и Венесуэлой (1899);
- Бельгией и Нидерландов (1959),
- разграничение морской границы в районе залива Мэйн (Канада против Соединенных Штатов Америки);
- спор о сухопутной, островной и морской границе между Сальвадором и Гондурасом с вступлением в дело Никарагуа;
- спор о границе между Бенином и Нигером;
- пересмотр решения от 11 сентября 1992 года по делу, касающемуся спора о сухопутной, островной и морской границе между Сальвадором и Гондурасом с вступлением в дело Никарагуа (Сальвадор против Гондураса) и др. практики могут быть достаточно эффективным способом разрешения межгосударственных споров о прохождении государственной границы между Киргизией и Таджикистаном.
Тогдашний глава правительственной делегации Кыргызстана и нинешний политик, наверняка знаком с Модельным законом для государств - участников Содружества Независимых Государств «О государственной границе» (далее МЗ ГГ), принятый на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 35-9 от 28 октября 2010 года).
Так, в 2010-2012 годах Межпарламентской Ассамблеей наряду с вышеупомянутым законом был принят и рекомендован парламентам государств - участников СНГ к использованию при разработке национального законодательства пакет модельных правовых актов, состоящий из законов «О пограничной безопасности», «О пограничных ведомствах (силах)» и Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ по вопросам регулирования ответственности за нарушения в сфере пограничной безопасности (приняты 17 мая 2012 года).
Модельный закон «О государственной границе» разрабатывался под контролем Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности во исполнение постановления Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ от 22 октября 2008 года. Названый модельный закон был дополнительно включен в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2005-2010 годы.
К сожалению, со стороны Кыргызстана не соблюдается статья четвертая МЗ ГГ, где четко подчеркивается важнейшие принципы организации функционирования государственной границы, а именно:
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирного разрешения пограничных вопросов.
Следует отметить, что приведенные принципы основаны и полностью согласуются со всеми правовыми подходами, изложенными в Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств (Алматы, 10 февраля 10 1995 года), Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 года), а также Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. Примечательно, последнее соглашение было принято именно в Бишкеке, 9 октября 1992 года.
Надо сказать, что кыргызский политик Камчыбек Ташиева, не только нарушает принцип взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, но и демонстративно уничтожает созданные ранее все условия, обеспечивающие исключение территориальных притязаний либо иных инцидентов на государственных границах, сопряженных с ущемлением государственного суверенитета сопредельных государств.
Общеизвестно, что кыргызская дипломатия, нарушив грубейшим образом принцип мирного разрешения пограничных вопросов, вот уже три десятки лет демонстративно показывает свои силовые методы воздействия для достижения определенных целей.
Тем самым, статья пятая Модельного закона, в которой подчеркивается установление и изменение прохождения государственной границы на основе следующих принципов:
- государственной граници государства является его граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР,
- границы государства с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению,
- государственная граница устанавливается и изменяется международными договорами государства и его законами,
- документы совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются правительством государства.
Документы об изменениях, уточнениях прохождения государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки государственной границы на основании международных договоров государства, вводятся в действие в соответствии с национальным законодательством.
Надо оберегать страну от тех политиков и дипломатов, не способных думать о последствии своих действий и заявлений. Для кыргызской дипломатии не имеют значения международные нормы. Им не понять, что статус государственной границы с сопредельным государством, как правило, определяется в соответствующих международных договорах. Им плевать на общепризнанный в международном праве принцип добросовестного выполнения договорных обязательств (pacta sunt servandа), который имеет особую значимость в вопросах, связанных с установлением и изменением государственной границы.
Для них абсолютно безразлична 62 статьи Венской конвенции (1968-1969) о праве международных договоров, которая составлена с учетом традиционной концепции. Согласно этой статьи только государства располагают территорией и лишь делимитационные линии территории государств являются границами.
В масс-медиа не раз сообщались и сообщаются о перемещении пограничных знаков государственной границы в пользу Кыргызстана. Подобными действиями граждане Кыргызской Республики грубо нарушают шестую и восьмую статьи МЗ ГГ об обозначении и содержании государственной границы, в которых четко говорится:
1. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
2. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами и актами правительства государства.
Общепринято, что конкретные предписания и инструкции по вопросам содержания государственной границы, как правило, предусматриваются специальными международными договорами сопредельных государств о режиме государственной границы между ними.
Согласно договору, представители компетентных органов одного сопредельного государства при обнаружении утраты, разрушения или повреждения пограничных знаков должны немедленно уведомить об этом компетентные органы другого сопредельного государства. Но все эти принципы и предписания не соблюдаются кыргызами вовсе.
Вопреки международным нормам, восстановление утраченных или и ремонт разрушенных пограничных знаков часто производится самостоятельно некомпетентными органами Кыргызстана, без осведомления и присутствия представителей компетентных органов Республики Таджикистан.
Очевидно, что компетентные органы обеих республик (и Кыргызстана и Таджикистана) не принимают необходимые меры для сохранности пограничных знаков в соответствии с законодательством каждого из сопредельных государств, не привлекают к ответственности лиц, признанных виновными в их перемещении, повреждении или уничтожении.
Вопреки международному праву и предписаниям, кыргызские граждане уничтожают деревьев, кустарников и другой растительности. Грубо нарушаются кыргызской стороной также предписания о содержании и выпасе скота у государственной границы, которые являются неотъемлемым элементом правовых режимов государственной границы и пограничных зон.
В запрещенных пограничных зонах кыргызы пашут земли, роют канавы и возведут каких-либо сооружений. Все это делается незаконно.
Кыргызская сторона, грубо нарушив статью 9 МЗ ГГ и другие нормативы международных документах о функционировании участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении. Вопреки предписаниям международного права, кыргызская сторона осуществляет в одностроннем порядке. Между тем, в названой статьи четко определяются следующие обязательные принципы:
1. Функционирование участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе принципами взаимности, ненанесения ущерба существующим правам ни одной из сторон в отношении признания или непризнания ею права, или претензии, или основы для претензии любого другого государства на суверенитет и (или) юрисдикцию.
2. Не допускается осуществление на участках государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в рамках пограничной деятельности мер, которые образуют основу для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии к суверенитету и (или) юрисдикцию. (статья 9, МЗ ГГ)
То, что делается кыргызской дипломатией в отношении к соседному государству, аморально.
В 16 статье МЗ ГГ предусматривается ведение хозяйственной и иной деятельности на государственной границе. Вопреки этой статье кыргызские пограничные военные части и некоторые граждане Кыргызстана наносят вред здоровью населения Воруха, экологической безопасности государства Таджикистан, создают постоянные помехи содержанию государственной границы и выполнению задач пограничными органами. При этом в качестве практики не учитываются кыргызами Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 года), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большое расстояние (Женева, 13 ноября 1997 года) и Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 года.
Кыргызской стороне уже стало привычной насильственные разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы. Оскорбление и унижение таджиков продолжается более чем три десятка лет. Избивают, берут в заложники, разбивают машины, жгут дома местных таджиков. Все хуже и хуже, и, кажется, нет предела.
Никому не скрыто, что продолжается планомерная, ползучая аннексия исконно исторических земель Таджикистана сопредельной страной на государственном уровне. Быстро и планомерно заселяются присвоенные земли новыми переселенцами из дальних уголков Кыргызстана.
Тем самым, грубо нарушают предписаний международных норм, в которых четко говорится:
-Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, осуществляется в порядке, предусмотренном международными договорами государства, его законами, актами главы государства и правительства государства. (статья 17, МЗ ГГ «Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы»).
Как видим, кыргызская сторона для разрешения спорных вопросов не пытается полностью использовать все возможные мирные средства и процедуры, соответствующие обстоятельствам и характеру спора, т. е. игнорирует мирные средстве и не воздерживается от действий, которые могут привести к обострению спора.
Одним словом, кыргызская дипломатия попытается решать разногласия не в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров в его современном понимании государства -участника спора. К сожалению, есть много в этом жестком мире политиков и дипломатов, которые «не сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей».
Политики и дипломаты, прежде чем заниматься политикой и дипломатией, должны знать, что этика подразумевает и политическую этику. А те политики и дипломаты, которые отделяют политику от морали, не поймут по-настоящему ни ту, ни другую.


КОММЕНТАРИИ