Родственников Фаридуна Шамсиддина отпустили с допроса. У жителей его родного села больше вопросов, чем ответов » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Родственников Фаридуна Шамсиддина отпустили с допроса. У жителей его родного села больше вопросов, чем ответов

Власти Таджикистана отпустили после допроса родственников Фаридуна Шамсиддина - одного из подозреваемых в нападении на «Крокус Сити Холл» в Подмосковье. Теперь они не желают общаться с журналистами.
При этом, до сих пор ничего неизвестно о его сестре, которая является женой другого подозреваемого в преступлении и была депортирована из России.
Самого Фаридуни Шамсиддина арестовали 23 марта, на следующий день после нападения на «Крокус Сити Холл», а 24 марта его поместили под стражу на два месяца.
Первый раз для разговора и получения дополнительной информации от родственников Фаридуна «Азия-Плюс» отправилась в село Лойоб города Гиссар 27 марта, но тогда нам не удалось поговорить ни с его родителями, ни с братьями.
Жена дяди Фаридуна в тот день рассказала «Азия-Плюс», что «всех забрали и дома никого нет». Односельчане также избегали разговора.
Второй раз мы отправились туда 2 апреля. В этот раз атмосфера в селе Лойоб была относительно спокойной. Но на машины с незнакомцами тут все же смотрят с подозрением.

За несколько часов до инцидента в «Крокусе»

Манучехр - один из братьев Фаридуна. С ним мы неожиданно встретились по дороге. Манучехр учится на факультете психологии Таджикского педагогического университета. Таджикские власти также забирали его на допрос, а четыре дня назад отпустили вместе с родителями, женой брата и дядей.
Деталей допроса он не раскрыл, только сказал, что он и другие члены семьи не верят в то, что его брат убил сотни людей.
Манучехр не согласился говорить на видео, но ответил на некоторые наши вопросы.
Про брата сказал: «Никому не причинял вреда, никому не говорил резких слов, ходил на работу и возвращался домой».
По его словам, днем 22 марта и вечером того же дня за несколько часов до теракта он разговаривал с братом и тот сказал ему, что находится на работе и у него плохой сигнал телефона. Пообещал, что доберется домой, откроет рузу (пост) и обязательно позвонит.
«Я узнал об этом преступлении, когда утром 23 марта к нам домой пришли сотрудники силовых структур и забрали нас на допрос», - говорит Манучехр.

«Хотел приехать в Таджикистан в праздник Рамазан»

По его словам, Фаридун при последнем разговоре с супругой сказал, что вернется в Таджикистан до праздника Рамазан.
«Он работал на стройке и в последнее время жаловался на отсутствие работы и присылал домой меньше денег. Перед наступлением Рамазана отправил 700 сомони, сказал, что определенной работы нет, что он берет дополнительную работу, чтобы хватало на еду», - рассказывает Манучехр.
Прошлым летом Манучехр тоже был в России и работал вместе с Фаридуном на одном из предприятий Подольска. Он говорит, что в то время и после этого в поведении брата ничего необычного не заметил.
«Не обращал он особого внимания и на религию», - отмечает Манучехр.Он говорит, что Фаридун в общем четыре раза ездил в Россию на работу. Последний раз был 6 месяцев назад.
Фаридун – второй ребенок, всего в семье пятеро детей: три мальчика и две девочки.Фаридун женился год назад, у него растет 8-месячный ребенок. Сейчас его жена находится в доме отца с восьмимесячным ребенком.
«Мы до сих пор не знаем, что там произошло. Один или два раза в день звонил и разговаривал со своей женой. В последний раз, когда общался с нами, в его разговоре никаких изменений не заметили. Разговаривал как всегда», - ометил Манучехр. 

Наказание за сексуальное домогательство

По поводу прошлого Фаридуна, Манучехр сообщил, что в 2014 году его посадили в тюрьму в Яване на 7,5 лет, а через 5,5 лет освободили за «примерное поведение». Однако он не уточнил, по какому обвинению посадили его брата, а лишь сказал, что «его подставили».
Ранее супруга дяди Фаридуна сообщила «Азия-Плюс», что он был арестован по подозрению в сексуальных домогательствах и заключен до 2020 года.
После тюрьмы он некоторое время работал в пекарне в Гиссаре, а затем уехал в Россию.

Допрос, свобода и побег от СМИ

Ссылаясь на болезнь матери и отсутствие отца, Манучехр не позволил журналистам «Азия-Плюс» войти в дом и фотографировать его.
Ворота были закрыты, но при этом было слышно, что внутри двора ходят люди.
Манучехр рассказал, что недавно его мать общалась с представителем одного из российских СМИ и, по его словам, после этого ее состояние резко ухудшилось. Сейчас у нее постельный режим и она не хочет больше разговаривать с журналистами.
Кроме этого, он сообщил, что и таджикские власти предупредили их не общаться со СМИ, даже забрали телефоны и после не вернули их.
И все же спустя время Гульбахор Джонова, жена дяди Фаридуна, вышла к нам и сказала:
«В день происшествия (22 марта) Фаридун отправил жене аудиосообщение, в котором ей говорил: «бери детей и иди в дом своего отца, я сам вернусь и приведу вас домой».А позже он позвонил и поговорил с семьей, сказал, что до праздника Рамазан вернется».
Джонова подчеркнула, что «Фаридун очень любил своего ребенка и с этой точки зрения, никто не может поверить, что он может с оружием убить людей».
Она также подтвердила, что мать Фаридуна, Муяссар Заргарова, общалась с российским каналом «Ruptly». В нем она извинилась перед родственниками жертв инцидента и попросила сына разоблачить организаторов нападения.

Где сестра Фаридуна Шамсиддина?

При этом нет никаких вестей от Махбубы Заргаровой, сестры Фаридуна. По данным российских СМИ, власти этой страны выдворили ее, так как Фаридун был зарегистрирован в ее квартире.
Манучехр сказал: «Знаю только то, что ее депортировали из России, но домой не вернулась».
Радио Озоди пишет, что Махбубы нет и в доме ее мужа - Аминджона Исломова.
Аминджона Исломова, его отца Ислома Исломова и брата Диловара Исломова российские власти арестовали по подозрению в участии в террористическом акте.
Причиной их задержания стала автомашина, на которой подозреваемые приехали в день нападения в «Крокус Сити Холл», а после на ней же скрылись оттуда.
По словам Исломовых, они продали эту машину Фаридуну задолго до произошедшей трагедии.
Один из представителей джамоата селения Алмоси, на территории которого находится село Лойоб, подтвердил, что Махбуба не приходила в дом своей матери.
Радио Озоди сообщало, что побеседовало также с родственниками мужа Махбубы, но и они не смогли сказать, где она находится.

«После пыток признаешься в убийстве Ленина»

Соседи описали Фаридуна Шамсиддина, как вежливого молодого человека, и заявили, что не верят в то, что он совершил террористический акт.
Один из его соседей, не назвав своего имени, сказал: «После стольких пыток вы сможете признаться даже в убийстве Ленина».
Фатхулло, другой сосед Фаридуна, в короткой беседе с «Азия-Плюс» рассказал, что, когда Фаридун работал в пекарне в центре Гиссара, «он без дела не слонялся, спиртное тоже не употреблял. Также не видели, чтобы он молился».
Кстати, дверь единственной мечети в селе Лойоб уже около 8 лет находится на замке. Причиной ее закрытия является отсутствие разрешительных документов.
Один из пожилых людей села по имени Амруллох рассказал «Азия-Плюс», что когда встал вопрос о необходимости собрать документы для функционирования мечети, жители села не особо активно в этом участвовали, «никто не следил за процессом приведения в порядок этих документов и власти просто закрыли ее двери».

«Он был хорошим учеником»

Учителя школы №44 имени Абдулло Муродова, где учился Фаридун, запомнили его как активного ученика.
Убайдулло Нарзуллоев, который преподавал Фаридуну до 4-го класса, сказал, что «он был дружелюбным, активным и вежливым мальчиком».
Учитель Рахмонов преподавал Фаридуну в старших классах. Он не стал называть своего имени и отказался разговаривать на камеру, его комментарий был кратким: «Я преподавал ему, он не был плохим мальчиком. Приходил, занимался и уходил. Ни с кем не имел дела».
Следует отметить один момент: все собеседники «Азия-Плюс» говорили с осторожностью и, даже с некоторой опаской. На вопросы отвечали как можно короче, чувствовалось, что они не верят в версию российских властей. При этом они сами задавали больше вопросов, чем отвечали.


КОММЕНТАРИИ