Экспертное мнение: Излечим ли «диагноз», поставленный туркменской экономике? » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Экспертное мнение: Излечим ли «диагноз», поставленный туркменской экономике?

Международный валютный фонд опубликовал отчёт по итогам миссии в Туркменистан, в котором заключил: рост экономики Туркменистана значительно замедлился в 2023 году (2 процента, а не 6,3 процента, как считают власти страны). Ситуация, согласно заключению миссии МВФ, побывавшей в Ашхабаде в период с 27 марта по 9 апреля 2024 года, обусловлена «трудностью» в грамотном использовании доходов от углеводородного сектора, отсутствием денежно-кредитной реформы, существованием двух курсов валюты и рядом других фундаментальных проблем. Азатлык попросил политолога из Ашхабада Кумуш Байриеву прокомментировать очередной «диагноз» экономике Туркменистана.

Документ Международного валютного фонда интересен в первую очередь «диагнозом», поставленном туркменской экономике и сделано это было не в первый раз. По понятным причинам, «рецепты» для ее лечения достаточно общи, но и этого достаточно, чтобы власти начали задумываться над состоятельностью той модели экономики, которую они выстроили.
В докладе неоднократно упоминается существование «двойного курса» валюты, который сильно давит на экономику. Да, фактически, существование официального и реального курса маната к доллару не дает туркменской экономике «перезапуститься», ведь чёрный курс валюты, в том числе, означает и отсутствие свободной конвертации маната в доллар и обратно, что сказывается на экономической активности бизнеса, в первую очередь – малого и среднего. Крупные же игроки туркменской экономики находят способы конвертации. И это во многом парализует частное предпринимательство, реальную конкуренцию. И речь идет не только о возможности импорта товаров народного потребления, но и об импорте технологий.
Но и это не единственная проблема существования двойного курса валют. Фактически, власти перекладывают основные тяготы, к которым приводит несбалансированная экономика – экономическая политика властей, на плечи населения Туркменистана. Все продукты, товары и услуги, завезенные «по импорту», номинируются в ценах, исходящих из «черного» (реального) курса доллара. А вот зарплаты и пенсии номинируются, исходя из официального курса, что приводит к сильному понижению покупательной способности населения и, соответственно, к низкому уровню жизни. А вот это власти тщательно скрывают, показывая уровень доходов, выраженный пересчетом зарплат, социальных выплат и пенсий через официальный курс, который более, чем в 5,5 раза завышен по отношению к реальному. То есть, власти в 5,5 раза платят меньше - и зарплат и пенсий и социальных пособий. Частично это компенсируется через занижение платы за коммунальные услуги, платы за общественный транспорт.
Но достаточно посмотреть на цены в торговых сетях и на базарах, где все номинировано исходя из реального курса доллара, чтобы понять, что даже на среднюю зарплату, не говоря уже о пенсиях, выжить можно только в режиме тотальной экономии.
И, конечно, это касается практически всех лекарств, подавляющее большинство номенклатуры которых завозится в страну «по импорту». За редчайшим исключением (лекарства онкологической группы, лечения гепатита С), цены на лекарства в Туркменистане находятся на уровне мировых и даже выше (плюс транспортные расходы и маржа аптечных сетей), что делает доступ к ним невозможным для существенной части населения.
МВФ обратил внимание и на существование второй «черной бухгалтерии» туркменских властей. Речь идет о сокрытии доходов, получаемых за продажу нефти и газа. Принципиальная схема этого сокрытия была описана в докладе «Личный карман президента (Бердымухамедова)», в котором раскрывалась суть существующей системы махинаций с этими доходами. После этого власти поменяли законодательство в области углеводородов, но схема осталась та же – 20 процентов прибыли передается в бюджет, а 80 процентов фактически остается в бесконтрольном использовании лично президентом.
Собственно бюджет государства формируется за счет сбора налогов с физических и юридических лиц, а также ряда международных платежей, как оплата пролета над территорией Туркменистана иностранных воздушных судов и т.д., а 80 процентов прибыли за проданные нефть и газ так и остаются в тени, бюджетом не учитываются и служат просто средством оплаты выражения желаний и фантазий президентов Бердымухамедовых, которые никак не согласуются ни с мнением парламента, не говоря уже о мнении всего общества.
Обществу так же не известно ничего о состоянии золотовалютных запасов страны, в чем они выражены, номинированы, где находятся, кто ими распоряжается, существует ли доход от размещения за рубежом каких-либо ценных бумаг, купленных на эти средства, и вообще, как защищены эти национальные авуары от различных рисков – инфляции, санкций, колебания курсов иностранных валют и так далее.
И все это вместе уже породило трудности с управлением экономикой, МВФ прямо заявляет это: «Туркменистан также сталкивается с серьезными проблемами управления, которые требуют большей прозрачности и подотчетности, особенно в областях, которые являются источником ренты (углеводородный сектор, валютный рынок)». И это приговор, как экономической политике в целом, так и политике сокрытия нефтегазовых доходов от общества.
И, конечно, эксперты МВФ вынесли однозначный приговор и всей системе государственной статистики Туркменистана: «Дальнейшее улучшение доступности, качества и надежности экономической статистики поможет информировать политиков и повысить прозрачность и доверие». Буквально это означает то, что реального доверия к публикуемым официальным статистическим данным нет, они не подлежат верификации – любая повторная или косвенная проверка или сличение, будь они разрешены, не дадут такого результата, которыми оперируют туркменские власти.
Но эксперты МВФ не указали на главное (это не входило в их обязанности), что официальная туркменская статистика не является инструментом обратной связи и управления государством, а служит лишь в пропагандистских целях, будь то данные переписи населения, где оно уже перевалило за 7 миллионов человек, что является абсурдом, что показатели уровня жизни, доходы населения, оперирование денежным оборотом, указанных в манатах, который никак не согласуется с реальным исчислением ВВП и паритетом покупательной способности.
Все это лишь попытка «замести под кошму» все острые проблемы в экономике, а главное – проблемы порожденные абсолютно некомпетентным руководством. Траты на маниакально-монструозные идеологические проекты - Акрадаг, Азиада, Аваза и прочие, которые раз за разом подрывают любые попытки восстановления экономики или прямо противоречат этому.
И конечно, - коррупция, которая на всех уровнях парализует экономику, породив уже целый класс паразитирующей государственной буржуазии, которая использует служебную и административную ренту, не только пережимает любые механизмы функционирования экономики (взятки дают и во взаимоотношениях между государственными ведомствами, внутри одного и того же ведомства, не говоря уже о взаимоотношениях государства с бизнесом и частным предпринимательством), но и перекладывает возрастающую стоимость всего в государстве на плечи населения.
И все выше сказанное тоже имеет отношение к политике властей по сокрытию и искажению статистических данных – нужно скрыть не только некомпетентное управления, но и колоссальные масштабы воровства в государстве – от бесконтрольно присвоения средств из «углеводородного кармана», до мелких взяточников в коммунальной сфере. За все это платит простой туркменский народ.
В одном из прошлых аналогичных по формату документов МВФ в адрес правительства Туркменистана прозвучала рекомендация сократить инвестиции в основной капитал, считай – в многочисленные стройки, но сосредоточиться ни инвестициях в человеческий капитал, что и означает политику повышения уровня жизни населения, в здравоохранение, образование. Но и эта рекомендация осталась без внимания, видимо, в этот раз МВФ решил зайти с другой стороны.
Вообще, в публичной политике и идеологических лозунгах догмах туркменской власти почему-то нет никаких обещаний – что народ к такому-то году станет жить лучше (и веселей), душевой доход достигнет какого-то конкретного показателя, что увеличится количество квадратных метров жилья на человека, повысится уровень образования, полностью исчезнет бедность. Наоборот, населению внушается, что оно живет отлично прямо сейчас, в очередную эпоху благоденствия, достатка и могущества.
А вот позитивной повестки на будущее нет, она не транслируется – никак. Что это – отсутствие у властей способности мыслить с большим горизонтом планирования или трезвое понимание того, что ни одно из возможных обещаний так и не будет выполнено? И то и другое не несет народу ничего хорошего.
Кумуш Байриева - псевдоним политолога из Ашхабада.


КОММЕНТАРИИ