Саид Джалили; «Четки» Хезболлы или оболочка «твердого ядра» правительства? » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Саид Джалили; «Четки» Хезболлы или оболочка «твердого ядра» правительства?

В возрасте 59 лет Саид Джалили в третий раз баллотировался на президентских выборах, а теперь, набрав менее 38% голосов, он идет во второй тур выборов, рядом с Масудом Мезкияном с 42% голосов.
Джалили был популярным лицом «Фронта устойчивого развития» в последние годы; Ряд фундаменталистов, которых называют «радикальными Хезболлами».
От фронта войны до Университета Имама Садика
Саид Джалили вскоре, учась в средней школе, отправился на фронт для участия в ирано-иракской войне. В январе 1365 года, когда ему был 21 год, он был ранен в Кербела-Пянджской операции и потерял правую ногу. Несмотря на многочисленные интервью и выступления, он меньше рассказывал о своем жизненном пути от Мешхеда до кандидата в президенты.
Джалили, имеющий докторскую степень по политологии, назвал свою диссертацию «Дипломатия Пророка ислама» и опубликовал книгу с таким же названием. Джалили выдвигался на VI и VII парламентских выборах в 1378 и 1382 годах, но оба раза потерпел поражение.
Выход на политическую арену благодаря Ахмадинежаду
Можно сказать, что своим приходом в политику Джалили обязан Махмуду Ахмадинежаду. где его повысили от сотрудника Министерства иностранных дел до должности секретаря Высшего совета национальной безопасности. После обострения разногласий между Али Лариджани и Ахмадинежадом в 2006 году тогдашний президент решил отстранить Лариджани от поста секретаря Высшего совета национальной безопасности и назначить на его место Джалили.
В то время ответственность за ядерные переговоры Ирана лежала не на Министерстве иностранных дел, а на Секретариате Высшего совета национальной безопасности. В результате Джалили внезапно взял на себя ответственность за такое дело, не имея серьезного дипломатического опыта.
2 ноября 2006 года — один из поворотных моментов в жизни Саида Джалили; Когда Лариджани отвез его в Рим, чтобы представить нового главу иранских ядерных переговоров Ксавье Солане, главе внешней политики Евросоюза. До этого Совет Безопасности ООН принял три резолюции против Ирана в администрации Ахмадинежада, и после этого Джалили продолжил эти переговоры своими особыми подходами.
Саид Джалили и Кэтрин Эштон (тогдашний представитель внешнеполитического ведомства Европейского Союза) во время переговоров в Стамбуле, февраль 2009 г.
Саид Джалили и Кэтрин Эштон (тогдашний представитель внешнеполитического ведомства Европейского Союза) во время переговоров в Стамбуле, февраль 2009 г.
Сидя напротив следующего главы ЦРУ
После того, как Джалили отправится в секретариат Высшего совета национальной безопасности, переговоры между Ираном и Западом по ядерной программе Исламской Республики продолжатся, но, поскольку переговоры продолжаются безрезультатно, к этим переговорам в конечном итоге присоединятся США. Вашингтон решает привлечь к переговорам опытного дипломата по имени Уильям Бернс.
Бернс, который сегодня является главой ЦРУ, так описывает в своей книге воспоминания о своей первой встрече с Саидом Джалили в июле 2007 года:
«Джалили выступил с 45-минутной речью об истории и культуре Ирана, в которой подчеркнул конструктивную роль Ирана в регионе. В части своего выступления он сообщил, что преподает по совместительству в Тегеранском университете. Именно там я почувствовал, что совершенно не завидую его ученикам».

Кандидаты в президенты
В 1392 году, после шести лет пребывания в секретариате Высшего совета национальной безопасности, Джалили решил баллотироваться на президентских выборах; где он подвергся критике со стороны других кандидатов за его действия на переговорах по ядерной программе.
Одним из наиболее важных событий выборов того года стала критика Али Акбара Велаяти, министра иностранных дел в правительствах Хаменеи и Хашеми Рафсанджани и другого кандидата того года, в адрес Джалили по поводу ядерных переговоров:
«Послушайте, господин Джалили, дипломатия – это не урок философии, куда вы приходите и говорите, что наша логика была сильной, и их тоже осудили. Люди видят, что вы руководите атомной энергетикой уже несколько лет и не сделали ни шагу вперед, а санкции усиливаются с каждым днем, давление оказывается на людей».
Разумеется, Джалили в ответ подчеркнул, что "логика" Исламской Республики в диалогах превосходит, и поэтому у западных стран нет ответа, который можно было бы предъявить Ирану.
Джалили не добился успеха на выборах того года и оказался на третьем месте, набрав около четырех миллионов голосов. После объявления результатов имам Мешхед Джуммы Ахмад Аламулхади в Мехре 2019 года представил цитату Али Хаменеи о Саиде Джалили, согласно которой лидер Исламской Республики назвал ценными четыре миллиона голосов этого политика. и сказал Джалили: «Эти четыре миллиона указывают на существование сущности в этом обществе».
В то же время поклонники Джалили цитировали и другие заявления Хаменеи, которые, конечно, не были ни подтверждены, ни опровергнуты ни одним источником, но было широко распространено мнение, что Джалили должен попытаться стать «четками» четырех миллионов человек, чтобы что «это население растет и расширяется».
После этих выборов Джалили стал одним из серьезных критиков правительства Рухани, ядерных переговоров, а затем и соглашения СВПД. Много раз в своих выступлениях он называл ядерное соглашение неправильным действием и называл его договором на благо Америки.
Джалили не был выдвинут на выборах 1396 года, но он был одним из кандидатов на выборах 1400 года, а в предвыборных дебатах он неоднократно критиковал деятельность правительства Рухани и говорил о своих планах управлять страной. Однако «Нах Тасбих» отошла в его пользу после окончания последних дебатов, когда почти всем подтвердилось, что президентом станет Ибрагим Раиси.

1403 выборы
После смерти Эбрагима Раиси Саид Джалили снова баллотировался на досрочных президентских выборах. Его заявления в ходе предвыборной кампании ничем не отличались от того, что он говорил в предыдущие периоды. Он, пользующийся популярностью среди наиболее радикальных сил в правительстве Исламской Республики, был выдвинут, опираясь на эту поддержку, и, несмотря на усилия различных фундаменталистских групп, отказался покинуть сцену.
Между тем, различные части государственного органа, предпочитавшие ему Калибафа, приложили немало усилий, чтобы заставить Джалили уйти в пользу Калибафа, но он даже не был готов принять пост в правительстве Ибрагима, несмотря на многочисленные консультации и даже ожесточенную скрытую и открытую борьбу. дебаты между их поклонниками продолжались на сцене до самого конца.
Это пятый раз, когда этот радикальный политический деятель выдвигается на выборах в Исламской Республике, и это его третий опыт участия в президентских выборах.
На двух предыдущих президентских выборах и дважды на выборах в Исламскую Шуру Меджлис Джалили не добился успеха, а лучшим результатом этого популярного кандидата от «Фронта устойчивости» стало получение четырех миллионов голосов и третье место на президентских выборах 2013 года. .
Сейчас этот бескомпромиссный деятель идет во второй тур президентских выборов вместе с Масудом Бизикяном, кандидатом противоположного политического спектра, а «нить четок Хезболлы» находится всего в одном шаге от здания Пастера. с расширением «Джавхары».
Бернс далее рассказывает, что после окончания переговоров он написал в короткой записке, адресованной Кондолизе Райс, тогдашнему госсекретарю США: «Пяти с половиной часовая дискуссия с иранцами ясно напомнила мне, что, вероятно, во время последние несколько лет мы не участвовали в дискуссиях "Мы ничего не потеряли".
Резолюции Совета Безопасности
Этот радикальный политик отвечал за ядерные переговоры Ирана с 2006 по 2012 год. В те годы было проведено множество переговоров в Женеве, Риме, Вене, Багдаде, Стамбуле, Алматы, Москве и других частях мира между иранской делегацией во главе с Саидом Джалили и западными переговорщиками, но в итоге никто из них ничего не добился. за исключением того, что иранская делегация могла бы определить следующий раунд переговоров.
Джалили сказал об этом в своей речи в июне 2019 года во время своей предвыборной кампании по президентским выборам:
"Один из вопросов: почему переговоры всегда проводятся в Женеве, Вене и Нью-Йорке? Почему мы провели переговоры в Багдаде, Стамбуле и Алматы? Почему правящая система должна решать, где должны проходить переговоры? Логика диалога требует, чтобы его место было согласовано сторонами. Они сказали, что, поскольку у нас до этого были переговоры в Женеве, переговоры должны продолжаться там, но я ответил, что когда чиновник нашей страны приезжает туда для международного многостороннего диалога, а ему не дают топлива в самолет, то почему и на основании чего По логике вещей, мы должны согласиться поехать туда, и поэтому мы решили поехать в Стамбул. Поэтому мы должны использовать эти дополнительные возможности в переговорах».
За шесть лет, пока Джалили руководил иранскими ядерными переговорами, Совет Безопасности ООН принял три резолюции против Ирана, последняя из которых, Резолюция 1929, подпадала под седьмую главу Устава Организации Объединенных Наций. Глава, которая позволяет Совету Безопасности предпринимать «военные и гражданские действия для установления международного мира и безопасности».


КОММЕНТАРИИ