Нападение на таджикского муфтия назвали «хулиганством». Почему в это мало кто поверил? » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Нападение на таджикского муфтия назвали «хулиганством». Почему в это мало кто поверил?

В МВД Таджикистана назвали недавнее нападение с ножом на духовного лидера страны, который пользуется государственной поддержкой, «хулиганством». Однако некоторые критики убеждены, что атака на Саидмукаррама Абдулкодирзоду может быть связано с его ролью в содействии государству в «нарушении религиозных свобод».
Муфтий Таджикистана не появлялся на публике с момента беспрецедентного нападения на него на прошлой неделе. По словам очевидцев, он получил ножевое ранение в лоб.
В МВД, судя по всему, пытаются преуменьшить значение атаки 11 сентября на Саидмукаррама Абдулкодирзоду, председателя поддерживаемого государством Совета улемов Таджикистана (высшего духовного органа в преимущественно мусульманской стране), описывая его как акт «хулиганства».
В заявлении милиции говорится, что муфтий он получил «легкие ранения», его выписали из больницы в тот же день после осмотра врачами.
Однако многие таджики сомневаются, что нападение в центральной мечети Душанбе вскоре после дневной молитвы было случайным актом хулиганства.
Критики подозревают, что нападение связано с ролью Совета улемов в поддержке все более ограничительной политики светского правительства в отношении религии.
Власти сообщили, что подозреваемый находится под стражей, но не раскрыли никаких подробностей о его личности, мотивах и связях. Ответственность за нападение никто на себя не взял.
Очевидцы рассказали Азаттыку, что вооружённый ножом «молодой человек» ранил Абдулкодирзоду во дворе переполненной мечети, когда тот выступал перед прихожанами после молитвы.
«Абдулкодирзода получил ножевое ранение в лоб. Прихожане мечети сразу же скрутили нападавшего. Милиция прибыла на место происшествия очень быстро, так как районное управление милиции находится рядом», — сообщил очевидец на условиях анонимности.
61-летний Абдулкодирзода, с которым Азаттыку удалось связаться поздно вечером 11 сентября, во время короткого телефонного разговора сказал, что с ним «всё в порядке» и что «беспокоиться не о чем».
Представители МВД и других государственных органов отказались предоставить более подробную информацию, сославшись на продолжающееся расследование.
НЕЗАВИСИМЫЙ ЛИШЬ НА СЛОВАХ
Отсутствие официальной информации привело к спекуляциям о причинах нападения на Абдулкодирзоду, который возглавляет Совет улемов с 2010 года.
Многие таджики считают, что Абдулкодирзода мог стать мишенью из-за того, что он и Совет улемов безоговорочно поддерживают политику правительства, которую многие критикуют за ограничение религиозной свободы.
Недавно Абдулкодирзода возмутил многих мусульман — как в Таджикистане, так и за его пределами, — поддержав давнюю и непопулярную кампанию властей против «одежды, чуждой таджикской культуре». Этот термин таджикские чиновники используют для обозначения исламских одеяний, распространенных в арабских страных.
В июле Совет издал фетву — религиозный указ — против «черной одежды», таджикского эвфемизма для хиджаба.
Фетва появилась всего через несколько дней после того, как парламент официально объявил «чуждую одежду» вне закона после почти двух десятилетий неофициального запрета на хиджаб в школах и на рабочем месте.
Мухаммаджон Кабиров, главный редактор таджикского новостного сайта AzdaTV, базирующегося в Польше, сказал, что, по его мнению, мотив нападения на Абдулкодирзоду отражает недовольство общества Советом и его главой.
«Таджикское общество воспринимает муфтия как государственного чиновника, а не как религиозного лидера, — отмечает Кабиров. — Люди не верят, что его цель состоит в защите религиозной свободы граждан. Напротив, они считают, что его миссия — продвигать политику правительства, которая подрывает религиозные традиции народа».
Школьный учитель из Согдийской области на севере Таджикистана, пожелавший говорить на условиях анонимности, рассказал Азаттыку, что нападение мог совершить «кто-то, кто недоволен работой муфтия, но это не значит, что все люди поддерживают такие действия».
«Лично я не доверяю ни муфтию, ни Совету улемов, но я не верю, что насилие — это выход, — сказал учитель. — Люди осуждают это нападение, даже если они недовольны им [муфтием]».
Юридически Совет улемов — независимый орган. Но, как и другие официальные религиозные организации в странах Центральной Азии, он полностью подконтролен властям страны.
Таджикские власти также жестко контролируют работу всех мечетей. Имамы назначаются с молчаливого согласия местных чиновников.
Совет улемов и правительственные чиновники часто проводят тесты, которые, по их словам, направлены на оценку знаний имамов в религиозных и государственных вопросах.
Все рекомендации и указы Совета улемов, единственного органа, издающего фетвы в Таджикистане, отражают политику правительства. Религиозные указы не носят обязательного характера, но имеют символическое значение.
В 2018 году Совет рекомендовал рабочим на стройплощадке Рогунской ГЭС «отложить» пост в священный для мусульман месяц Рамадан.
Совет заявил, что пост от рассвета до заката негативно сказывается на самочувствии рабочих, занятых тяжелым физическим трудом. Масштабный проект Рогунской ГЭС является важным стратегическим объектом для правительства.
В 2014 году Совет объявил, что выступления против властей и сотрудничество с отечественными или иностранными организациями, включая СМИ, целью которых является «дестабилизация» страны, считается «тяжким грехом».
Абдулкодирзода заявил, что «долг исламских деятелей — продвигать умеренный ислам, который желает мира и стабильности для всех».


КОММЕНТАРИИ