Какие правила Минобразования Таджикистана не только не помогают учиться, но вредят всей системе?
07-окт, 14:08 Главная / Общество / ТАДЖИКИСТАН 250Особенно актуально это на фоне нерешенных реальных проблем в системе - нехватки школ и учителей, слабого качества обучения, дефицита учебников, переполненных классов.
Студент за рулем - вне учебы?
В Таджикистане студентам и школьникам запрещено приезжать на занятия на личных автомобилях. Нарушение этого правила может обернуться серьезными последствиями: школьников отстраняют от учебы, а студентов могут отчислить на три года без права восстановления.
Эта норма закреплена законодательно в 2017 году. Для контроля милиция проводит рейды у ворот учебных заведений и фиксирует нарушения…
Запрет объясняют рядом причин. Среди основных - безопасность. Именно молодые водители, по данным МВД, чаще попадают в аварии. Играет роль и социальный фактор: дорогие автомобили у школ и вузов воспринимаются как демонстрация статуса, противоречащая принципу равенства.
Под новостями по таким случаям часть комментаторов поддерживает позицию властей, но таких становится все меньше. Большинство убеждены, что Минобразования стоит сосредоточиться на реальных проблемах системы.
«Если Минобразования будет заниматься своими непосредственными обязанностями, то и воспитывать, и обучать молодежь станет проще, и они сами перестанут искать самоутверждение через дорогие автомобили. За авто должно следить ГАИ, а не Минобразования!», - отмечает одна из читательниц.
Есть и те, кто считает личный автомобиль вынужденной необходимостью на фоне проблем с общественным транспортом. «Что за чушь! Машина не роскошь, а средство передвижения. С нашим транспортом не доедешь вовремя», - написала одна из пользовательниц соцсетей.
Asia-Plus
Некоторые обращают внимание на избирательность применения правила: «Уверена, дети высокопоставленных чиновников ездят на машинах и их никто на показ не выставляет».
Кроме того, многие называют трехлетнее отчисление несоразмерным проступку, подчеркивая, что жесткая мера может лишить молодых людей будущего.
Смартфоны нельзя, а ИИ - можно?
В образовательной системе Таджикистана действуют и другие ограничения, которые влияют на повседневную жизнь школьников и студентов.
Еще в 2007 году Минобразования запретило мобильники в школах, объяснив это тем, что гаджеты отвлекают от учебы и становятся средством демонстрации достатка.
В 2023 году обсуждался проект, разрешающий их использование в учебных целях, но его отклонили: министр заявил, что государство обеспечивает школы достаточным количеством учебников.
На этом фоне особенно парадоксально звучат планы внедрить в учебную программу изучение искусственного интеллекта.
Сегодня о технологиях ИИ в Таджикистане говорят на самом высоком уровне: открываются IT-парки, внедряются автоматизированные системы, проводятся форумы. Президент страны Эмомали Рахмон подчеркивает значимость цифровых решений для достижения целей устойчивого развития.
Но возникает вопрос: откуда возьмутся специалисты, если интерес к технологиям обрезается уже в школе?
«Искусственный интеллект может демократизировать образование для каждого человека, независимо от того, где он находится. Я могу жить в Истаравшане или же Сан-Франциско - у меня будет доступ к тому же источнику знаний», - считает Фаррух Умаров, соучредитель Re-Skill и Ilmhona, рассуждая на эту тему в подкасте TajTech.
Не меньше дискуссий вызывает и дресс-код. В школах и вузах строго следят за внешним видом учащихся: под запретом джинсы, яркие майки с надписями, спортивная одежда и массивные украшения.
Многие родители и сами студенты жалуются, что внимание на одежде часто оказывается сильнее, чем на знаниях.
Студенты РТСУAsia-Plus
Порядок ради порядка
Рустам Азизи, эксперт с опытом преподавания в вузах, считает, что многие ограничения в школах создают скорее видимость дисциплины, чем реальное улучшение образования.
«На мой взгляд, это скорее имитация, чем реальный инструмент повышения качества образования. Безусловно, регулирование необходимо, но оно должно быть разумным и гибким. Например, телефоны во время экзаменов должны быть ограничены, а в начальной школе их можно сдавать в специальные места или хранить в шкафчиках», - говорит Азизи.
Он отмечает, что полный запрет смартфонов не соответствует современной реальности. Сегодня интернет стал частью обучения, помогает студентам быстро находить нужную информацию и оставаться на связи с родителями. Отказ от него, по словам Азизи, не сделает учебу эффективнее, а лишь затормозит развитие.
Не менее спорным собеседник называет стремление уравнять студентов внешне. По его словам, строгий дресс-код лишь создает иллюзию единства и не устраняет реальные различия.
Asia-Plus«Униформа или запреты не решают проблему социального неравенства - оно все равно остается. Преподаватели и руководство учебных заведений прекрасно знают разницу в уровне студентов: кто-откуда, кто чей ребенок, и относятся к ним по-разному. Введение формального «равенства» лишь создает видимость, но не меняет сути», - считает преподаватель.
Кроме того, чрезмерный контроль, уверяет он, убивает у студентов инициативу и мотивацию. Когда внимание сосредоточено на длине юбок и прическах, а не на знаниях, учеба превращается в формальность.
«Когда учащегося помещают в жесткие рамки, его приучают не думать, а лишь механически выполнять указания. В таких условиях теряются инициативность, мотивация и креативность. Когда родителей совершеннолетних (!) студентов вызывают в деканат из-за «неправильной прически» или «смартфона на паре», это уже не образование, а бюрократическая игра в дисциплину», - подчеркивает Азизи.
Главная задача образования - воспитывать ответственность и критическое мышление, а не навязывать единые прически и галстуки, подчеркивает Рустам Азизи.
Менталитет не должен тормозить образование
Гарибшо Гарибшоев, несколько лет курировавший сферу образования в ГБАО и ныне преподающий в Хорогском госуниверситете, считает оправданным запрет на личные авто для студентов.
«Этот запрет должен быть обязательным, - отмечает он. - Внимание студентов должно быть сосредоточено на учебе, а не на статусе».
При этом Гарибшоев подчеркивает, что проблема не в самих запретах, а в том, что они часто формальны и основаны на устаревших подходах.
Он приводит пример школьной формы в китайском Урумчи - дети носят аккуратную, но удобную спортивную одежду.
«Нашим первоклассникам надевают строгие костюмы и галстуки, хотя они дети, им хочется двигаться, играть. Их постоянно одергивают, чтобы не испачкались и не порвали пуговицу. Я считаю, что до седьмого класса не нужен жесткий дресс-код. Строгость в одежде уместна для старшеклассников», - говорит он.
Специалист также считает устаревшим полный запрет на телефоны и планшеты. По его мнению, современные технологии необходимо использовать в учебном процессе:
«Чем быстрее мы начнем внедрять мобильные телефоны, планшеты и интернет в образование, тем лучше. Запреты здесь не работают. Гораздо полезнее направить эти инструменты на получение знаний. Мы сильно отстаем от соседей по уровню цифровизации школ», - отмечает он.
Asia-PlusКуда важнее, по его мнению, мотивировать учеников. Сегодня многие учатся без интереса и не видят ценности в образовании.
«Нужны не запреты, а тесная связь с детьми. Школа должна помогать раскрывать их сильные стороны и определяться с профессией. Родители в многодетных сельских семьях часто заняты, поэтому именно школа должна поддерживать этот процесс. Но вместо этого мы сосредотачиваемся на внешнем виде и формальной дисциплине», - подчеркивает преподаватель.
По его мнению, система образования нуждается в глубокой реформе. Нужно смотреть на современные мировые подходы, а не ограничиваться ссылками на «ментальность» или традиции.
«Культура и менталитет останутся, - считает Гарибшоев, - но образование должно развиваться и идти в ногу со временем».
фото пресс-службы президента РТСвобода вместо запретов и лекции для всех
Лола Касымова, 20-летняя студентка из Душанбе, уже два года живет в Италии, городе Сиена, где учится на факультете международного бизнеса и экономики в местном госуниверситете.
Сравнивая европейский и таджикский опыт, она, прежде всего, отмечает свободу, которую дают европейские университеты.
«К внешнему виду здесь относятся спокойно, никакого дресс-кода нет. Можно прийти на лекции в том, в чем тебе удобно и комфортно. То же самое касается транспорта. Кто-то приезжает на личном автомобиле, кто-то на велосипеде, мопеде или даже на роликах. Главное - не заезжать в зону отдельной парковки», - рассказывает Лола.
По ее словам, в Италии университеты открыты не только для студентов. На лекции может прийти любой желающий, даже не зачисленный на обучение.
«Рядом со мной может сидеть, например, трудовой мигрант, который работает в Италии, но решил послушать курс истории или экономики. Здесь это абсолютно нормально», - говорит она.
При этом, отмечает Лола, в университетах строго запрещены пропаганда и дискриминация. Флаги на кампусах не развешивают - этого не допускает закон. За случаями харассмента также внимательно следят и любое нарушение строго наказывается.
Особенно ее впечатляет открытость образовательной среды. Здесь можно свободно заходить в другие университеты, включая знаменитую римскую Ла Сапиенцу, и слушать лекции по любой интересующей дисциплине.
Библиотеки работают ежедневно и предоставляют доступ к материалам международного уровня. Книги Гарварда или Кембриджа можно найти как офлайн, так и онлайн. Студенческая инфраструктура, по ее словам, тоже доступна.
«Посещаемость никто не отслеживает. Я сама часто пропускаю утренние пары и подключаюсь к лекциям онлайн. Все материалы выкладываются на платформу, презентации синхронизируются автоматически. Такой формат очень удобен лично для меня», - говорит собеседница.

