Тайны узбекского двора. Что стало с семьей Ислама Каримова » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Тайны узбекского двора. Что стало с семьей Ислама Каримова

Главный редактор Fergana.ru Даниил Кислов рассказывает журналисту Ratel.kz о хитросплетениях политической жизни Узбекистана
Читайте предыдущие части –  “Тайны узбекского двора” и «Тайны узбекского двора. Часть 2. За что избивают хокимов»
В предыдущих публикациях главный редактор сайта Fergana.ru Даниил КИСЛОВ рассказал о том, что происходило в Узбекистане, когда умер президент Ислам КАРИМОВ, почему была нарушена конституция и к власти пришел премьер-министр Шавкат МИРЗИЁЕВ, оттеснив главу парламента и других ближайших конкурентов.
В этой части журналист говорит о том, как сложилась судьба близких Ислама Каримова.
Супругу президента отправили в ссылку
– Известно, что при жизни Каримова члены его семьи обладали большим влиянием. Они сохранили свое положение?
– Супруга Каримова Татьяна Акбаровна была вторым по влиянию человеком в Узбекистане. Всего несколько человек могли войти в кабинет Каримова и сказать ему что-то лично – Рустам ИНОЯТОВ, Шавкат МИРЗИЁЕВ и, наверное, всё.
Все остальные могли попасть на прием только через его жену. Она приносила Каримову газеты, разрешала или не разрешала выходить в интернет.
Существует даже такой анекдот, который очень похож на правду: «Ислам Каримов утром встает и спрашивает: «А интернет есть?», а жена ему отвечает: «Нет, чё-то там розетка поломалась».
Из газет она приносила ему «Комсомольскую правду», которую он читал 25 лет подряд, и такое было впечатление, что он в смысле потребления прессы оставался в начале 90-х годов. Он считал, подчеркну, не без помощи жены, что «Комсомольская правда» – это самая влиятельная газета России, хотя в России миллион других изданий. Он ее читал, иногда обижался.
– Как это проявлялось?
– Когда на саммитах СНГ он встречался с президентом России Владимиром ПУТИНЫМ, то у него порой проскальзывало, что он утром читал «Комсомольскую правду» и там было что-то написано про Узбекистан.  «Но это же непрааавда!», – говорил Каримов. Он смотрел на мир через жену, «Комсомольскую правду», имея дозированный доступ к интернету.
Татьяна Акбаровна была очень влиятельным человеком. Все назначения министров, хокимов, которые подписывал Каримов, проходили через его жену. Существовали определенные расценки: должность городского хокима стоила примерно миллион долларов США, районного – 500 тысяч. Жена Каримова приносила проекты указов мужу и говорила: «Ислам-акя, вот эти бумаги надо подписать – это очень хороший человек!»
– Что случилось с ней после смерти Каримова?
– Когда он умер, все начали говорить о том, что его семья потеряет влияние. Так и произошло. Татьяну Акбаровну сослали в почетную ссылку в город Кувасай в Ферганской долине, откуда она родом. Ей там построили огромный дом, но, по сути, она там будет находиться под домашним арестом. У нее миллион слуг, деньги, но политическое влияние у нее отобрали.
Все это произошло в узбекской парадигме: родственники президента, в том числе его дети, обладают влиянием ровно до тех пор, пока жив их отец. Он был гарантией их безопасности, бизнеса.
Гугуша и Лола, Тима и Тома
– Почему Каримов так жестко поступил с Гульнарой? Писали, что он даже избил ее…
– Гульнара (на снимке), например, собирала миллионы евро взяток,  доказательством чему служит арестованные счета с почти миллиардом евро в европейских банках. Она говорила всяким компаниям, как это было с одним из операторов сотовой связи: «Все проблемы решим, переведите 250 миллионов вот на этот счет!».
Они переводили, потому что они знали, что дочь президента имеет прямой выход на правительство и влияет на распределение частот. Но она увлеклась, стала открыто брать взятки, и это плохо кончилось. 16 сентября 2013 года отцу положили на стол уголовное дело за отмывание денег, за взятки и коррупцию, заведенное на Гульнару в Швейцарии. Каримов был шокирован поведением дочери. Это был удар по имиджу Узбекистана, имиджу президента, и Каримов это очень хорошо понимал. Поэтому он приказал уничтожить весь ее бизнес.
У нее отобрали всё – четыре телевизионных канала, два радиоканала, которые постоянно рекламировали песенки в ее исполнении. Кроме того, она имела непосредственное отношение к телекоммуникациям,  газу, хлопку и к другим сферам бизнеса. И Гульнаре, и Лоле было дозволено все, но об этом никто не должен был знать, а тут уголовное дело! Гульнара обидела отца, перешла «красную линию», а Лола никогда не обижала отца.
Младшая дочь Ислама Каримова Лола Каримова-Тилляева с мужем и детьми.
Лола оказалась умнее, поэтому ей все оставили, сегодня она лояльна новому президенту, ей даже разрешили создать и возглавить фонд имени Ислама Каримова, средства которого она будет расходовать на благотворительные цели.
– А чем при жизни отца занималась Лола Каримова?
–  Она по паспорту Лола КАРИМОВА-ТИЛЛЯЕВА. Муж младшей дочери президента – Тимур ТИЛЛЯЕВ, которого считают выдвиженцем очень влиятельного бизнесмена Салима АБДУВАЛИЕВА. Салим-акя был тесно связан с женой Ислама Каримова. Соответственно, Тимуру Тилляеву было позволено многое, так как он, с одной стороны, муж дочери президента, с другой – имел поддержку Адбувалиева. Тимур полностью контролировал импорт всех потребительских товаров, был огромный оптовый рынок «Абу Сахи» в Ташкенте, где продается все от импортной одежды до бытовой техники.
Эти товары ввозились беспошлинно, государство не получало практически ничего. Он мог вытеснить любых поставщиков импорта, а все остальные были вынуждены платить таможенную пошлину. При этом таможенная пошлина каждый год в Узбекистане повышалась…
Но после смерти Каримова у него этот бизнес отобрали, сейчас на рынке идут проверки, все поставки парализованы. Чем это все закончится, пока не известно.
– Но пока еще этот бизнес у Тимура Тилляева?
– Уже поговаривают, что теперь этот бизнес перейдет в руки племянника или одного из сыновей нового президента. А у Мирзиёева две дочери и два сына, один из которых возглавил Службу охраны президента, а второй – научный работник, но он очень легко может переквалифицироваться в бизнесмены. Очевидно, что система семейственности не уничтожена, а просто переходит в другие руки.
– То есть Лола не занималась бизнесом?
– У Лолы своего бизнеса не было – она всегда опиралась только на свою семью и на мужа. Муж давал ей огромный доход, который позволял Лоле жить. Между Гульнарой и Лолой всегда была конкуренция, а в последние годы – открытая война. Если у Гульнары появлялся глянцевый журнал, то Лола тут же открывала такой же глянцевый журнал.
Когда Гульнара купила в Женеве виллу, скажем, за 45 миллионов евро, то Лола в этом же районе города купила другую виллу – за 57 миллионов евро. У нее порядка 20 квартир и домов в разных точках мира – от Малайзии до Америки и Европы. Эти капиталы все у нее остались,  никто это не будет отбирать, не будет никаких уголовных процессов или судебных тяжб.
У Тилляева отберут бизнес, который позволял ему все это приобретать. Но Лоле позволили оставить свои капиталы, поскольку она никогда не представляла из себя угрозы для власти.
Баба Тома – Королева Ферганской долины
– Что произошло с другими родственниками Каримова?
– У жены Каримова есть родная сестра – Тамара Акбаровна, которую называли Королевой Ферганской долины. По любым спорным вопросам в бизнесе надо было идти к бабе Томе – так ее тоже называли. Нужно было приехать, сделать подарки, а она потом говорила, кто прав, кто виноват, кто должен заплатить. Сейчас ее отодвинули от всех дел.
Ее муж был директором Ферганского нефтеперерабатывающего завода и сидел на очень хороших деньгах, после смерти Каримова был вынужден покинуть страну. На него открыто уголовное дело, сам он скрывается в Крыму. Буквально на днях мне сообщили инсайдерскую информацию из Ферганы, что и у самой бабы Томы все очень плохо.
– Уголовные дела завели?
– На нее нет никаких уголовных дел. Никто не будет устраивать громких и открытых процессов развенчания культа бывшего президента и его бизнес-империи. Все повязаны, никому не надо лишней шумихи. Если начать расследовать преступления, совершенные семьей Каримова, то всплывут имена  сотен влиятельных людей, которые были к этому причастны. А люди хотят сохранить власть, которую они имеют сегодня. Кстати, есть еще одна очень интересная информация: сын бабы Томы и Королевы Ферганской долины Акбарали АБДУЛЛАЕВ, которому около 30 лет, находится в Киеве под арестом – по запросу Интерпола.
Акбарали говорит, что он жертва репрессий, хотя на самом деле в запросе из прокуратуры Узбекистана в Интерпол, я уверен, есть реальные факты – он обвиняется в хищении государственных средств у нефтезаводов, которые он контролировал вместе со своей мамой.
– Его вроде арестовывали в Узбекистане…
– Он отсидел в Узбекистане год, его осудили вскоре после того, как под домашний арест была помещена Гульнара Каримова. Когда умер Каримов, через пару дней после похорон, Акбару удалось выправить паспорт и уехать из страны. Мы даже знаем человека, которому он заплатил и которого осудили за это.
Какой-то начальник паспортного отдела милиции выдал ему новый паспорт и сына бабы Томы выпустили из Узбекистана. Так вот, того начальника осудили, но за какие-то другие преступления, не афишируя, что именно он выдал паспорт Абдуллаеву. Акбарали Абдуллаев прилетел в Киев на личном самолете в феврале этого года и по запросу Узбекистана в Интерпол был арестован украинской прокуратурой.
Сейчас решается вопрос: надо ли его экстрадировать в Узбекистан или отпустить, а сам он просит дать ему политическое убежище.
– Как ты думаешь, идет ли там какой-то торг?
– По нашим данным, Акбарали Абдуллаев имел отношения с группой бывшего президента Украины Виктора ЯНУКОВИЧА и с депутатами Верховной рады, которые до сих пор там сидят и представляют «Партию регионов». Это партия Януковича и некая пророссийская оппозиция в Украине. Абдуллаев имел с ними бизнес-отношения, поэтому для Украины этот вопрос может стать политическим.


КОММЕНТАРИИ