Недееспособный президент Жапаров и всемогущий серый кардинал Ташиев. Роль и место ОПГ в правящей элите современного Кыргызстана » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Недееспособный президент Жапаров и всемогущий серый кардинал Ташиев. Роль и место ОПГ в правящей элите современного Кыргызстана

Клубок противоречий на внутриполитическом поприще Кыргызстана стал причиной возникновения ряда потенциальных очагов угроз как внутренней, так и региональной безопасности. Президент РФ В.В.Путин оценивая происходящие в период выборов в КР событий, назвал их «чехардой». Лучшей формулировки политических метаморфоз в Кыргызстане не найти.
Садыр Жапаров и его команда с первых дней пыталась подавить парламентаризм в КР и консолидировать власть в руках президента. Логика понятна, замысел реален, а главное имеет право на жизнь, так как практика показывает, что «играть в демократию» в кыргызстане еще не научились. Но в чём корень проблемы? Почему возможно самая демократичная страна Центральной, а возможно и всей Азии много лет идёт по замкнутому кругу? Попробуем разобраться в ситуации, попутно размотав этот наиинтереснейший клубок противоречий.
В первую очередь необходимо установить акторов кыргызской политики, вернее лиц, принимающих наиболее важные и ключевые решения. В государстве с президентской формой правления решения принимает президент, ответственность также лежит непосредственно на нём. Существует чётко выстроенная вертикаль власти, которая в соответствии с конституцией подчиняется президенту, естественно в рамках действующего законодательства. В Кыргызстане наблюдается расслоение правящей элиты. Уже давно не секрет, что решения, к примеру, по части касающейся малого и среднего бизнеса, принимают члены организованных преступных группировок. Вопросы границ взял на себя главный кыргызский чекист Ташиев.Тема ОПГ в Кыргызстане заслуживает особого внимания. Ни для кого не секрет, что весь кыргызский бизнес находится либо под крышей преступных группировок, либо «охраняется» правоохранительными органами. Краеугольным камнем бизнеса по-кыргызски является деление сфер влияния между ОПГ и силовиками.
До прихода к власти команды С.Жапарова треугольник бизнес-ОПГ-правоохранительные органы балансировал и от этого все получали преференции и дивиденды.Но эту гармонию нарушил переход представителей ОПГ от группы «воров» к так называемым «красным». С.Жапаров, К.Ташиев и другие лица, принадлежащие к теневой экономике ОПГ взяли под контроль правоохранительные органы. К примеру, серия громких задержаний чиновников, бизнесменов, влиятельных лиц из преступной среды, осуществлённый Антикоррупционной Службой ГКНБ РТ – читай Камчибеком Ташиевым, является ярким доказательством внутреннего раздора и перекройки сфер влияния.
Еще до прихода к власти Жапарова, экс-президент КР Алмазбек Атамбаев заявил, что деструктивные элементы пытаются использовать проблему кыргызско-таджикской границы для получения политической выгоды. На тот момент этим словам никто не придал внимания, однако сейчас стало очевидным: представители ОПГ отодвинули Жеенбекова в сторону, «кинули» свояка-Атамбаева, зашли в Белый Дом, перекроили конституцию и теперь должны править. Но человеческая алчность штука опасная. У «братвы» что-то не клеится. Жапаров и Ташиев, видимо забыли, что плывут в одной лодке, и с каждым днём всё чаще сталкиваются и противоречат друг-другу.
Почему глава государства, в стране с президентской формой правления, не может влиять на спецслужбы и почему спецслужбы делают из главнокомандующего марионетку? Во-первых, С.Жапаров имеет богатое криминальное прошлое, а Ташиев прекрасно осведомлён о до-президентской деятельности своего руководителя. Во-вторых, именно Ташиев привёл Жапарова к президентскому кабинету и указал на его место в прямом и переносном смыслах. В теории государства и права есть раздел, изучающий «правосубъектоность». Для того, чтобы президент КР мог корректно исполнять свои обязанности, он должен иметь правоспособность (после редактирования основного закона и перекройки правительства этот пункт считать выполненным) и дееспособность. По факту Жапаров не имеет полную дееспособность и сильно органичен в принятии решений. Приведём доказательства этой гипотезы:
1. Президент КР на весь мир заявляет об успешном урегулировании приграничного спора с соседним Узбекистаном, раскрывает условия соглашения, которые были вполне разумными и выгодными Кыргызстану. Буквально через день начинаются волнения, митинги, демонстрации местных жителей, недовольных решением Бишкека. Бравый генерал Ташиев тут же вылетает на место, но не пытается урегулировать обстановку. Он попросту делает заявление, противоречащее словам президента, ставя последнего в неловкую ситуацию. Также, Ташиев вносит раздор и недоверие по отношению к узбекскому правительству, что также вне интересов президента.
2. Президент КР заявляет о намерении в кратчайший период времени решить проблему делимитации кыргызско-таджикской границы, акцентируя внимание на «добрососедстве», «равенстве» и «учёте интересов обеих сторон». Сказано – но не сделано. Ташиев, уже назначенный/«самоназначенный» руководителем межправкомиссии официально ставит Душанбе заведомо неприемлемые условия. Благо в Кыргызстане нашлись здравомыслящие люди, указавшие на бредовость выдвинутых условий. Логическим эпилогом «дальновидной» политики Ташиева стал конфликт 28-29 апреля, еще раз доказавший недееспособность кыргызского правительства.
3. Президент КР даёт разумную оценку апрельским событиям, выезжает на место, успокаивает граждан, ремонтирует дома и заявляет о недопустимости подобных конфликтов и сохранении мира и порядка. 24-го мая по инициативе Ташиева граница между КР и РТ полностью закрывается. Вот так просто. Более того, Ташиев заявляет о том, что «пока не решится вопрос границы, никакая контрабанда в Таджикистан не пройдёт». Т.е. после делимитации границы Ташиев даст благословение на контрабанду? Нужно напомнить читателям, что Ташиев, как оказалось, уже давно курирует контрабанду ГСМ на приграничных территориях. А его обида с последующим закрытием границы связана с тем, что 29 апреля на границе были сожжены две заправки, принадлежащие Председателю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву. Мотив ясен, но цель вряд ли оправдывает средства. Власть имущие в КР возможно не знали, что доля Кыргызстана в общем объеме товарооборота Таджикистана составляет всего 0,8%, а значит таджики не сильно будут горевать от закрытия границы. Но местные жители как с кыргызской, так и с таджикской стороны ощутят эти ограничения, что не будет способствовать установлению «дружеских» и «доверительных» отношений «двух братских народов».
4. Ташиев, воодушевлённый басмачеством 20-30-х годов, собирает отряды добровольцев, которые контролируют границу и яро борются с контрабандой. Идея не новая, как и тогда добровольцы были не совсем с доброй волей, у них был и есть хозяин, имеются чёткие цели. Но где тогда подопечные Ташиева из погранслужбы, милиция, ГКНБ, прокуратура? Неужели кыргызские силовики не способны самостоятельно охранять границу? Конечно они в состоянии, но этот шаг Ташиева обеспечит ему возможность избежать ответственности в случае серьезных и неудачных провокаций. Как вы думаете, одобряет ли Жапаров такие действия? Очевидно нет, раз он заявляет о добрососедстве.
5. Президент КР соглашается на визит в Таджикистан, встречается с таджикским лидером Эмомали Рахмоном. Сам факт 7 часовых переговоров говорит о том, что два руководителя серьезно подошли к вопросу. В СМИ просочилась информация о том, что на встречу тет-а-тет занесли тубусы с картами и иными документами. Т.е. шла обстоятельная дискуссия, что является логичным и правильным. Именно так и решаются проблемы, за столом, а не на поле боя. Что делает в этот момент Ташиев, который был обязан приехать в Таджикистан в качестве руководителя межправкомиссии? Он противоречит Жапарову и отсиживается дома, со словами «мол что народ скажет?». За время отсутствия президента Ташиев быстренько собирает некое подобие митинга с требованием к президенту вернутся домой. Т.е. Ташиев открыто заявляет о том, что нельзя договариваться с таджиками, нельзя решать вопрос границы.
6. Администрация Президента КР публикует официальное заявление о намерении дипломатического решения вопросов границы. Пресс-служба президента заявляет: «Сейчас, когда вопросы границ начали решаться в духе мира и переговорных процессов, возможно отдельные силы хотят снова создать напряженность в двусторонних отношениях. Вопросы границ требуют очень взвешенного подхода и в данном случае подобные инициативы могут нанести вред политико-дипломатическому решению вопроса». Ташиев в свою очередь через подконтрольный ему телеканал распространяет обращение депутатов, жёстко осуждающих попытки президента КР по мирному урегулированию конфликта.
7. 1-го июля в СМИ просочилась информация о том, что якобы в процессе визирования Президентами двух государств Протокола демаркации и делимитации границ, специалист международник правового управления МИД Кыргызстана Турсункулов Эркин Кайратович не позволил Жапарову подписать Протокол отметив при этом, что «я не позволю подписать эти документы и выразил, что ему придётся ответить перед народом». Чтобы была понятной степень абсурдности ситуации, акцентируем внимание на том, что «специалист», а не Министр иностранных дел, или советники президента «не позволил президенту» подписать Протокол. Дальше больше. Оказывается, Турсункулов Эркин посыльный Ташиева в МИДе, этакий засланный казачок, рука, глаза и уши главного чекиста во внешнеполитическом ведомстве.
Сообщается, что Ташиев запретил Президенту подписывать протокол, пригрозив организацией митингов. Абсурдность ситуации выходит за все рамки дипломатии, политики и этики. Но! Вся эта ситуация позволяет по-новому взглянуть на институт власти в Кыргызстане. Вывод очевиден – Президент Кыргызстана не смог и вряд ли сможет выйти из-под тени Ташиева, так как последний обеспечивал защиту и патронаж Жапарова в местах не столь отдалённых. Как ни крути, «братва» не позволит Жапарову выходить за рамки дозволенного, совершать действия «не по понятиям». Ташиев, как серый кардинал, постоянно будет дёргать за ниточки, тем самым приводя в движение либо останавливая Жапарова. Очевидно, что киргизский народ не будет долго мириться и особо церемонится с такой властью, но вот что интересно. В случае возникновения безвыходной ситуации, сам Ташиев и потопит Жапарова, направив на него весь народный гнев. Одно ясно, пока президент Кыргызстана зависим и управляем представителями организованных преступных группировок, вхожих в кулуары власти, о защите интересов киргизского народа говорить бессмысленно.
Пётр Максименко, эксперт по «Паблик релишн», член аналитического клуба «Витязь» РФ


КОММЕНТАРИИ