В самом центре Ташкента вновь начали уничтожать уникальную мозаику советской эпохи » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

В самом центре Ташкента вновь начали уничтожать уникальную мозаику советской эпохи

В самом центре Ташкента вновь начали уничтожать уникальную мозаику советской эпохи, которой украшены девятиэтажные жилые дома, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Речь идет о фасадах девятиэтажных домов на массиве Алмазар (возле площади Дружбы народов).

"Пока частично закрашены два дома. С какой целью это все делается? Кто опять устраивает этот беспредел?", – отмечают авторы Телеграм-канала Tashkent Retrospective, сообщившие об этом преступлении против культурного наследия.

В Чиланзарском хокимияте не заметили в мозаике ничего исключительного, подчеркнув, что она не ремонтировалась более 40 лет, поэтому на основании решения Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов здесь начались ремонтные работы на фасадах многоэтажных домов.

К счастью, часть жителей оказалась против и ремонт боковых частей домов приостановили. На данный момент ведутся ремонтные работы фасадов передней и задней части домов.

Напомним, что в последние годы районные управления благоустройства Ташкента постепенно уничтожают это уникальное культурное наследие советской эпохи. Многие мозаичные панно уже уничтожены или находятся в плохом состоянии. В городе нет специалистов, которые бы на государственном уровне занимались сохранением и реставрацией этих уникальных произведений.

Общественный совет при хокимияте Ташкента еще в июне прошлого года предлагал придать городской мозаике статус культурно-исторического наследия. Однако дальше разговоров дело почему-то не пошло.

Кроме того, озабоченность в связи с уничтожением мозаики ранее высказывала и Саида Мирзиёева.

"Мы все призываем владельцев уникальных зданий, на которых имеются мозаичные панно, сохранять и реставрировать эти произведения искусства. Сохранность исторического наследия – это наша ответственность перед будущими поколениями. Они не должны обвинить нас в сиюминутности и равнодушии. Давайте постараемся сохранить для них эти шедевры", – отмечала она.

Что это за мозаика?
Традицию украшать мозаичными панно торцы и фасады заложили художники Пётр и Николай Жарские. Они родились во Франции в семье русских белоэмигрантов. Братья Жарские росли в творческой атмосфере: их отец рисовал и фотографировал, дед и дяди играли на музыкальных инструментах. Неудивительно, что все три брата продолжили традицию и получили художественное образование.

В 1947 году семья вернулась в Россию, а в 1966 году Пётр и Николай приехали в Ташкент восстанавливать разрушенный землетрясением город. Устроившись по приезду художниками на завод железобетонных изделий, они стали разрабатывать эскизы мозаичных панно для отделки многоэтажных зданий.

Типовые застройки получали индивидуальность, город становился узнаваемым и неповторимым. Традиция мозаичных украшений прижилась, и сегодня мы встречаем ее не только на фасадах и карнизах, но и декоративные панно у подъездов, фонтаны, купола и целые станции метро, отделанные стеклоплиткой.

Характерная особенность узбекской мозаики – восточные узоры. Они сплетаются в самостоятельные орнаменты и обрамляют законченные сюжеты. Темой для мозаик становились геометрические, сказочные, праздничные (например, панно "Навруз"), агитационные сюжеты. Их посвящали великим достижениям, дружбе народов, героям труда и отдельным профессиям в целом.


КОММЕНТАРИИ