История, которая должна раскрыть глаза многим. Через что проходят женщины, отправляющиеся в Сирию » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

История, которая должна раскрыть глаза многим. Через что проходят женщины, отправляющиеся в Сирию

Узбекистан вывез из зон боевых действий свыше 400 женщин и детей. За каждым случаем стоит своя нелегкая судьба, ужасы войны и потерь. Опыт, которые пережили репатрианты, сегодня бесценен для Узбекистана в плане борьбе с радикализацией. Искренние истории вернувшихся из Сирии, Ирака и Афганистана о том, какие ужасы они там увидели, как их мечты о "счастливом халифате" пошли прахом, могут сослужить хорошую службу и отговорить от роковых поступков немало юношей и девушек, которым дурят голову пропагандисты в соцсетях. Именно поэтому так важно рассказывать об этом на всю страну, особенно через понятные каждому образы в кино.

Премьера художественного фильма Ayol qismati (Судьба женщины) режиссера Дилмурода Масаидова прошла в сентябре этого года. С ноября фильм выйдет на большие экраны во всех регионах страны. Сюжет картины основан на рассказах женщин, возвращенных из Сирии в рамках операции "Мехр". В центре внимания – трагедия женщины по имени Сажида, которая обманным путем, покоряясь воле брата, попадает к боевикам. Прототипом главной героини стала женщина из Андижана, которая прожила в зонах боевых действий 10 лет и была возвращена на Родину. В основу сценария лег ее рассказ. 

Реальные истории, работа над сценарием
"В 2019 году, когда шли съемки моего фильма Qo'qon shamoli, проводилась первая операция "Мехр". По инициативе президента из Сирии на Родину возвращались женщины и дети. Я помню, тогда подумал, какой большой материал для кино, какая история", – рассказал корреспонденту Podrobno.uz Дилмурод Масаидов.

Через месяц, когда закончились съемки фильма в Коканде и шел его монтаж, Масаидову предложили снять фильм о спецоперации в Сирии.  

"У меня внутри сразу начал выстраиваться фильм. Я с самого начала хотел показать именно судьбу женщин, прошедших те события. Практически сразу, благодаря сотрудничеству со спецслужбами, была найдена и главная героиня. Следователи проводили интервью с женщинами после их возвращения в Узбекистан. Эти сцены есть в фильме. Один из главных героев картины – следователь Санжар", – отметил режиссер.

Масаидов смог принять участие в беседах с 10 возвращенными в Узбекистан женщинами. Каждая встреча помогала режиссеру заглянуть глубже в произошедшее, находить важные детали и связки для будущей киноленты. У каждой из этих женщин была своя история. Кто-то попался на уловку о мечте в настоящем раю, истинном халифате, другие – по зову братьев и мужей.

На одной из таких встреч он увидел главную героиню фильма, которая была родом из Андижана.

"Она говорила, я плакал. Слушал ее и видел всю свою картину, о чем я буду рассказывать зрителю. В конце беседы следователь спросил ее, можно мы напишем о вас? Женщина сказала: "Хотите, пишите книгу или снимайте фильм. Если это поможет людям осознать, что это такое, об этом надо говорить", – вспоминает Дилмурод Масаидов.

На руках у него был большой материал, который нужно было уложить в сценарий. Он начал писать его вместе с Сардором Хамроевым и Анваром Абдуллаевым.

"Мы хотели не просто изложить трагедию женщин, обманным путем или по своей наивности попавших в Сирию, но при этом сделать сюжет захватывающим, ведь наша аудитория 16+. Как сделать так, чтоб молодежь смотрела эту сложную тему и услышала то, о чем мы рассказываем?  Вся команда, работавшая над фильмом, понимала, что эта история должна раскрыть глаза многим. Фильм ясно объясняет, что есть белое, а что черное", – говорит Масаидов.


Масаидов вспомнил еще одну женщину, с которой он встретился в санатории "Бустон". Мама с 16-летней дочкой, на руках у которой был маленький ребенок. К ней в это время приехал на встречу супруг, от которого она сбежала в Сирию в поисках истинной религии.

"Женщина общалась в Телеграм с кем-то перед тем, как убежать из дома. Ее так завербовали. Она забрала дочь, которая теперь сама стала мамой. Никакими словами не передать состояние этого мужчины – супруга и отца. Он так рыдал", – сказал он.

В фильме без прикрас показали всю ту боль трагедии, все через что прошли женщины и дети, побывавшие в зоне боевых действий.
Судьба Сажиды
Реальной героине этой истории было 33 года, когда она отправилась в зону боевых действий. Вернулась в Узбекистан она только через десять лет. За эти годы у нее было 7 мужей, она родила там столько же детей. В фильм вошло только три замужества и один нерожденный ребенок.

"Частое замужество женщин обусловлено тем, что, если у нее есть муж, ее, во-первых, не насилуют, а во-вторых – содержат, то есть элементарно кормят и поют. Если нет, вечером любой боевик может надругаться над ней. Поэтому женщины искали безопасность, шли в очередной раз замуж", – отметил режиссер. 

История Сажиды началась с того, что ее брат и муж уехали на заработки в Россию. Там их завербовали в ИГИЛ, и они попали сначала в Пакистан, потом уже в Сирию. Вскоре об этом узнали в Узбекистане. В махалле, где проживала главная героиня, прошло собрание, на котором участковый показал фото, где был запечатлен ее брат в кругу террористов. Жители остро восприняли эту новость, женщины предложили изгнать Сажиду с двумя детьми. Так, свекровь и поступила.

Помыкавшись в Андижане, женщина уехала на заработки к сестре в Казань, именно оттуда ее обманным путем вытащил брат сначала в Москву, а потом и в Пакистан. Вскоре она оказалась в Сирии. По дороге потеряла старшего сына Салохитдина, однако шесть лет спустя встретилась с ним, он стал боевиком одного из отрядов. Однако Салохитдин погибает.  

Нам покажут сцену, когда мать держит оторванную руку сына – это все, что осталось от Салохитдина… Женщина выйдет в очередной раз замуж, и снова произойдет трагедия. Она потеряет в перестрелке второго сына.

Сажида не в силах встать с кровати, ее выхаживает местная жительница, пока военные не забирают ее в лагерь беженцев Аль-Хол, откуда начнется ее путь домой.

Есть в фильме еще одна героиня – девушка по имени Шахзода, которая кричит в одной из сцен следователю Санжару, что все равно уедет в Сирию. Он берет ее на встречи с Сажидой, которая после возвращения на Родину восстанавливалась в санатории. Намерения девушки меняются с каждым разговором с главной героиней фильма. 


"Я не разрешил встречаться моим актрисам с реальными женщинами, которые были репатриированы. Хотел, чтоб они полностью погрузились в материал, а если бы они увидели женщин уже в мирной жизни, так бы не сыграли", – отметил Дилмурод Масаидов.

Почти месяц режиссер вместе с гримером и художником по костюмам бились над созданием образа Сажиды. Вначале фильма и в конце – это два разных образа, два разных взгляда у одной женщины. 

Когда на пробах Рано Шодиева прочла отрывок сценария, она спросила: "Как такое можно сыграть?". В начале, каждое вхождение в этот образ актрисе давалось нелегко, однако спустя небольшое время она сжилась с ним.  

Почему важно показывать такие истории?
К возвращению женщин и детей из Сирии узбекистанцы отнеслись по-разному, кто-то поддерживал акцию, кто-то высказывал мнение, что надо было их оставить там. Фильм дает ответ, почему их все-таки вернули, а также заставляет задуматься о том, как воспитывать нынешних девочек, чтобы они никогда не попадали в подобные ситуации.

"Очень легко сказать: "Не надо их возвращать, лучше, чтоб сгинули". Человек должен себя поставить на их место. Все привезенные – ушли не по своей воле, они ошибались, так сложились обстоятельства из-за их невежества и необразованности. Что будет с возвращенными женщинами, покажет время. Их жизнь сломана на все 100%, думаю, полностью они никогда не восстановятся", – отметил режиссер.  

Он также считает, что за годы, проведенные в зонах боевых действий, живя в постоянном страхе, они стали отчетливо отличать плохое от хорошего, но при этом утратили эмпатию.

"Я помню, как рассказывала свою историю реальная героиня, на лице не было никаких эмоций, голос был монотонным. Рано Шодиева очень хорошо показала в фильме, почему ее героиня стала такой", – отметил режиссер.

"Вы поняли, почему они шли туда?" – спросила я Дилмурода Масаидова.

"Я думаю, они очень были легкомысленными. Они были послушные, привыкли находится на обеспечении мужа и слушали неверное трактование основ религии", – ответил он.

На премьере Ayol qismati в рамках Ташкентского международного кинофестиваля зрители стоя аплодировали его создателям и актерам 20 минут.

Сейчас в Ташкенте продолжается работа. Фильм дублируют на разные языки, в том числе на русский. Совсем скоро он будет представлен на кинофестивале в Турции.

Так, почему же стоит увидеть этот фильм? Для того, чтобы узнать, что это происходит рядом с нами, быть всегда на страже своей безопасности, больше говорить со своими детьми, уделять внимание вопросам религии. А еще, чтобы понять женщин, попавших в Сирию, остановить стигматизацию в отношении них. 

Над проектом работали: Шахноза Турабекова, Денис Довлатов, Андрей Тешаев


КОММЕНТАРИИ