Неизвестные герои: как поисковики Узбекистана и России увековечивают память о бессмертном подвиге солдат » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Неизвестные герои: как поисковики Узбекистана и России увековечивают память о бессмертном подвиге солдат

Великая Отечественная война стала трудным испытанием для всего советского народа. Она принесла горе и слезы в каждую семью, оставив в сердцах неизгладимые шрамы. Четыре года советский народ самоотверженно сражался с немецко-фашистской ордой, приближая долгожданный день Победы.

К сожалению, с каждым годом наших доблестных ветеранов, которые смогли остаться в живых, перенеся все ужасы войны, становится все меньше. При этом многие из тех, кто подарил нам свободу ценой собственной жизни, до сих пор числятся в списках без вести пропавших. Но наше поколение помнит об их подвигах, и спустя 77 лет после водружения красного знамени Победы над Рейхстагом поиски останков героев, погибших в годы войны, продолжаются.

На сегодняшний день сотни тысяч непогребенных останков солдат Красной армии продолжают лежать в земле, а в архивах напротив их имен до сих пор стоит запись – «Пропал без вести». Не обошла эта проблема и Узбекистан, ведь в годы Великой Отечественной войны свыше 500 тысяч узбекистанцев отдали свою жизнь в этой схватке со злом, а еще 158 тысяч пропали без вести. Но никто не забыт, и ничто не забыто, именно поэтому их имена и доблестную честь возвращают в историю поисковые отряды.
Один из таких героев – Григорий Зайцев, призванный на фронт Шафирканским райвоенкоматом в Бухарской области. Его останки были недавно обнаружены в районе деревни Задушное Новосильского района Орловской области в ходе осеннего этапа акции "Вахта Памяти 2022" поисковиками объединения "Отечество".

Идентифицировать Зайцева помог медальон. Благодаря ему стало известно, что он проживал на станции Красногвардейская (сейчас город Булунгур – прим. редакции). Уйдя на фронт летом 1941 года, он перестал выходить на связь уже в декабре. В Узбекистане у него остались жена и сын: Елена и Яков Зайцевы. В записке из медальона также упоминается район Чилек и совхоз № 9 в УзССР, где, скорее всего, он работал.

К сожалению, поиск его родственников по месту их последнего проживания в Узбекистане результатов не дал. Однако поисковики не теряют надежду и продолжают свою работу в этом направлении. В частности, они обратились в редакцию Агентства новостей Podrobno.uz, чтобы журналисты помогли им отыскать родственников погибшего героя.

По словам члена регионального совета Алтайского регионального отделения Общероссийского общественного движения "Поисковое движение России" Дмитрия Вейна, случай с Григорием Зайцевым – первый в практике их поискового отряда, когда был найден солдат – уроженец Алтайского края, призванный из Узбекистана.

"Партнерские и добрососедские отношения России и Узбекистана имеют большую историю. И это не только политика и экономика: сегодня важную роль играет и гуманитарный фактор, а именно – сохранение истории, традиций и языка. Известно, что представители Узбекистана активно участвуют в мероприятиях по поисковой работе разного формата – это международные "Вахты Памяти" и научно-практические конференции, семинары и встречи", – рассказал Вейн.


Он также добавил, что поисковик – это не просто хобби, а настоящее призвание, главное дело жизни для тех, кто решил посвятить себя возвращению имен погибших в годы войны. Их деятельность, безусловно, тяжела как физически, так и морально. Но без этого нельзя, ведь именно они помогают восстановить и сохранить память о павших героях.

"Главная задача поисковиков – это поиск, подъем и захоронение погибших бойцов и командиров Красной армии. Дело в том, что потери в Великой Отечественной войне были колоссальными. По последним данным, озвученным Министерством обороны России, в результате боевых действий почти 12 миллионов человек погибли или пропали без вести, а также умерли в плену. После окончания войны миллионы людей стремились узнать, где погибли их отцы и сыновья, мужья и братья. Но колоссальные масштабы боевых действий и огромные потери обусловили сложность поиска необходимой информации. Именно поэтому почти сразу после войны появились поисковики – энтузиасты-одиночки. С них и берет свое начало поисковое движение, которое ныне стало поистине всенародным", – рассказал собеседник.


Он подчеркнул, что сегодня это как никогда важно, особенно в наше стремительно ускоряющееся время, когда привычный мир меняется, и даже в чем-то рушится.

"Память об общем прошлом позволяет четко понимать свое место в этом мире, хранить ценности наших предков: дружбу, человеколюбие, взаимовыручку и любовь к Родине", – сказал Вейн.

"Коротко описать поисковую работу невозможно, поскольку это сложный и трудоемкий процесс. Поисковиком стать непросто. Нужно быть готовым надолго расстаться с комфортной жизнью и бытом, отправиться иногда за тысячи километров от дома в лес, болото или степь, чтобы искать солдат. Нужно быть готовым терпеть неудачи, впустую проходя порой многие и многие километры, перекопать много земли, но не найти никого и ничего. Но зато, когда тебе удается обнаружить место гибели солдата, то чувство это передать невозможно!" – рассказал он.

Что касается идентификации личности солдат, то, по словам собеседника, здесь наиважнейшим является медальон – карболитовый пенал с бланком внутри. Он был введен незадолго до начала войны в 1941 году. Но статистика неумолима – на 100 найденных солдат приходится лишь 1-2 медальона. Это происходит в силу разных причин. Поэтому есть и другие материальные свидетельства, позволяющие установить личность солдата. Это так называемые подписные вещи: котелки, фляги, ложки и многое другое. На них солдаты нередко наносили свои имена, иногда адреса или даже послания.


Также Вейн рассказал, что однажды в апреле 2011 года в Замошском болоте на Новгородчине поисковики обнаружил место гибели более 100 советских военнослужащих, многие из которых были командирами и политруками. При погибших были обнаружены личные вещи, хорошо сохранившиеся предметы снаряжения и амуниции, а также более 20 личных медальонов.

"Это редкий случай. Двое погибших имели подписанные личные вещи, которые и позволили выяснить данные этих воинов в архивных документах. Часть медальонов оказалась пустой. Тем не менее удалось установить имена 17 погибших воинов. Все они, как и их товарищи, оставшиеся безымянными, считались пропавшими без вести", – вспоминает он.


В Узбекистане, к сожалению, поисковая работа – это дело отдельных энтузиастов. Как рассказала корреспонденту Podrobno.uz поисковик-волонтер, руководитель поисковой группы "Ташпоиск", учредитель сайтов "Книга памяти Узбекистана" и "Люди и война" Татьяна Дубовик, в стране с 36-миллионным населением нашлось всего лишь два человека, готовых заниматься поиском и восстановлением памяти о без вести пропавших бойцах Красной армии. Это сама Татьяна Дубовик и ее единомышленница Аделя Гасанова.

"Я представляю поисковиков Узбекистана. Нас здесь не так много, всего два человека на 36 миллионов. Мы также как и поисковики России выезжаем в экспедиции. Поддержку в этом оказывает "Поисковое движение России", оплачивая дорогу и создавая необходимые условия даже там, где нет цивилизации", – рассказала она.

Дубовик отметила, что, к примеру, в августе этого года они были в экспедиции на территории Барятинского района Калужской области. В ходе поиска тогда удалось найти останки 182 бойцов.

Поисковая группа "Ташпоиск" образовалась в 2014 году. При этом сама Дубовик начала заниматься поисками пропавших без вести во время войны узбекистанцев с 2008 года. К этому ее подтолкнула личная история – поиски своего деда. Его нашли в 2010 году на Украине, а Татьяну пригласили на церемонию перезахоронения. После этого она помогала на форуме телевизионной передачи "Жди меня", затем в 2009 году открыла свой форум "Люди и война", а в 2011 году – "Книгу Памяти Узбекистана", которая считается одним из крупнейших источников по погибшим и без вести пропавшим узбекистанцам. В ней собрано свыше 435 тысяч записей.

В целом остается надеяться, что власти Узбекистана проявят больше инициативы в этом вопросе и будут активнее помогать волонтерам-энтузиастам. Ведь из 6,8 миллиона человек, проживавших во время войны в УзССР, около двух миллионов ушли на фронт. То есть в борьбу с фашизмом тогда вступил каждый третий узбекистанец. Сама же республика стала надежным тылом, обеспечивая фронт военной техникой, боеприпасами, медикаментами, одеждой и необходимым продовольствием. Как родных принял Узбекистан 1,5 миллиона эвакуированных, включая более 250 тысяч детей.

Именно поэтому сохранение памяти о победе в Великой Отечественной войне – это наша дань предкам. Переписывать историю Великой Отечественной войны и уменьшать значимость Победы – значит не уважать свое прошлое и унижать тех людей, кто кровью и потом защищал будущее для потомков.


КОММЕНТАРИИ