С золотыми куполами. Новая версия Дворца культуры в Бустоне вызвала вопросы, как у жителей, так и у специалистов » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

С золотыми куполами. Новая версия Дворца культуры в Бустоне вызвала вопросы, как у жителей, так и у специалистов

Архитектурные видоизменения коснулись не только столицы Таджикистана, где активным образом сносят здания советского периода или кардинальным образом меняют их внешний облик. Вот и в Бустоне (бывший Чкаловск) здание городского Дворца культуры видоизменили так, что теперь его просто не узнать. Несмотря на то, что Дворец культуры в Бустоне уже давно нуждался в капитальном ремонте, не все жители города по достоинству оценили задумку архитекторов. Главным акцентом в обновленном здании сдали три позолоченных 12-метровых купола. В соцсетях на эту тему разгорелись дискуссии. Кто-то порадовался преображению города и восхитился новым внешним обликом ДК: «А мне понравилась, что-то яркое появилось в городе, процветание нашему городу!». «Я очень рада, что наш ДК отремонтировали. Он на глазах уже разрушался». «Самое главное отремонтировали, так как в ДК уже и в СССР стены крошились. Надеюсь и внутри отделка была, там чисто и свежо, надеемся, что в скором времени будут кружки для детей, как и в старые добрые времена». Но были и те, кто недоумевали, почему объект культурного значения украсили огромными позолоченными куполами, которыми зачастую венчают мечети, церкви и соборы. «Очень не к месту золотые купола. Лучше бы их убрали, само по себе здание уникальное». «Вид уже не тот, архитектура поменялась и не подходит, какая модернизация, о чем вы? Испортили только и все!» «Ремонт сделали это хорошо, но напоминает мечеть. Купола совсем не подходят к колоннам. Раньше смотрелось богаче, был дворец». Высказался на этот счет и известный таджикский публицист и историк Гафур Шерматов, знакомый многим своим неравнодушием к памятникам архитектуры и выступающий против снесения исторических зданий. «Кто эти люди, переделывающие наше прошлое - прошлое, которое является и нашим настоящим, ведь культура не умирает? Стыдно. Это здание в Чкаловске было построено по проекту известного ленинградского архитектора Дмитрия Ивановича Билибина, среди его известных творений в Душанбе - Театр оперы и балета им Айни и др.», - написал Шерматов у себя на странице в Facebook. Здание с исторической ценностью Дворец культуры в Чкаловске был одним из первых гражданских объектов города, построенным в 50-х годах прошлого столетия. Двухэтажное здание с двумя концертными залами и множеством комнат для кружков и клубов спроектировано известным советским, таджикским архитектором Дмитрием Билибиным. Он же разработал проект здания Горно-металлургического института Таджикистана в Бустоне (ранее Среднеазиатский политехникум). Эти два здания, стоящие друг напротив друга, а также жилые дома по бокам единым архитектурным ансамблем украшали главную площадь города.
С золотыми куполами. Новая версия Дворца культуры в Бустоне вызвала вопросы, как у жителей, так и у специалистов
В 2018 году историк Гафур Шерматов провел мониторинг старой согдийской архитектуры и выделил пять архитектурных памятников, которые по праву считаются достоянием республики. В этот список вошел и Дворец культуры Бустона. «Здание поражает своей строгой красотой и академичным стилем сталинского классицизма. Классические элементы сооружения гармоничны, композиционно завершены, пропорциональны и лаконичны», - высказал свое мнение историк. За все время своего существования Дворец культуры менял лишь цвет фасадной части. Изначально здание было облицовано гранитной крошкой в сером цвете, позже весь архитектурный ансамбль преобразили в желтый оттенок.
В 2015 году из областного бюджета планировалось выделить 4 млн сомони на капитальный ремонт ДК. В том же году прежний глава Согда Абдурахмон Кодири на встрече с работниками сферы культуры Бустона отметил, что это здание имеет историческую ценность и при реконструкции важно сохранить его в первозданном виде… Национальный колорит и торжественный вид Однако капитальное обновление здания началось лишь осенью прошлого года. В мэрии Бустона подтвердили, что Дворец культуры нуждался в капремонте уже много лет. Средства на его реконструкцию выделены из городского бюджета. «Крыша здания протекала очень давно, пришли в негодность инженерные коммуникации, - отметил в разговоре с «Азия-Плюс» Хуршед Сатторзода, зампредседателя Бустона. – Сегодня полностью заменена кровля, обновлены водопроводные, канализационные трубы и сантехническое оборудование, заново проведено освещение. Также ремонтируются коридоры и кабинеты. Работы продолжатся и в следующем году. Планируется полностью отремонтировать концертные залы и обновить мебель». По словам Сатторзода, реконструкция Дворца культуры осуществляется согласно утвержденному плану, который был спроектирован компанией «Бунедкори Сугдзамин». Как отметил Мумин Бабаев, учредитель данной проектной компании, реконструкция здания проводится с учетом незначительного изменения его дизайна. Во внутренней и внешней отделке применен декор из гипсовой лепнины в виде национальных орнаментов и барельефов. Также в национальном стиле оформлены двери и окна. «Три купола в золотистом цвете, покрывающие верх здания, также являются элементами нового дизайна, - рассказал архитектор. – Применение такой конструкции необязательно лишь в религиозных сооружениях. Например, 24-метровый купол венчает здание национальной чайханы «Арбоб», которая является частью дворцового комплекса, и где проводятся многие культурные мероприятия в области. Такой элемент в архитектуре придает торжественный вид зданию».
Также, по словам Бабаева, в чкаловском Дворце культуре будет построена собственная котельная и проведена вентиляционная система. «Десоветизация» архитектуры? Дворец культуры в Бустоне – отнюдь не единственный объект в Таджикистане, который претерпевает архитектурные изменения. Активно таким трансформациям подвергаются здания советского периода в Душанбе. Лолисанам Улугова, таджикская исследовательница культуры и искусства, считает, что материальные артефакты культурного наследия нуждаются в защите и сохранении. Однако чаще эти объекты становятся предметом напоминания о колониальном прошлом, от которых стараются избавиться. Фильм «Азия-Плюс» - «Дом»: история о старом Душанбе, которого почти уже нет» Такие примеры можно наблюдать в Европе и США, где крушат монументы колониального прошлого. В Украине и других странах бывшего союза активно проводят так называемую «десоветизацию». «В Таджикистане, в большинстве своем, с уважением относятся к советскому прошлому. Более того, усилиями общественности сложилось позитивное мнение о советских временах, когда происходила либерализация восточных женщин, развитие инфраструктуры, индустриализация страны, - отмечает исследовательница. – Однако со времен приобретения независимости, страна строит свое настоящее и будущее через призму национальной идентичности. Те здания, где когда-то проходили съезды партии и которые отражают нашу жизнь в советское время, не вписываются в систему национального строительства». По словам эксперта, такая трансформация в Таджикистане все же протекает не резко, а как само собой разумеющееся. Национальная идентичность отражается во всем: через современную архитектуру, моду, еду, культуру и традиции. Это и часть мировоззрения людей, принимающих решение - сделать свое, близкое им, оставить свой след для будущего поколения. «Все бы ничего, но ведь та часть культуры, которая разрушается, имеет ценность не только художественную, но и монетарную. А что, если не разрушать эти здания, мозаику и памятники, а представить их как часть нашей истории и получать от этого выгоду? Таких примеров в мире предостаточно», - считает Улугова. Связь с прошлым, которую нужно поддерживать Реставрируя здания с исторической ценностью, делать это нужно грамотно и профессионально. Необходимо провести тщательный анализ чертежей и документов и глубоко исследовать историю строительства того или иного объекта. Так считает Шукрулло Мирвайдуллаев, таджикский архитектор и основатель собственной проектной компании в США. «Какие бы архитектурные термины не использовались: реставрация, реконструкция, реновация, модернизация, адаптивное повторное использование (adaptive reuse) или пристройка, все начинается с тщательного изучения существующего здания, - отмечает архитектор. - Если не стоят вопросы пристройки и расширения, то желательно максимально сохранить его подлинный облик и детали. Ведь эта связь человека с прошлым, которую нужно поддерживать. Город – это живой организм». Куда более важно, по словам специалиста, работать с окружающей средой, делать ее привлекательной, организовывать пространственные программы для досуга жителей. Чтобы эти исторические здания служили жителям чем-то большим, чем просто бэкграунд для красивой фотографии. «Город хорош тем, что в нем существует архитектура разной эпохи, разные по стилю, высотности, плотности, функциональности здания. Согласитесь, в таком городе и жить приятно. Что же касается реконструкции Дворца культуры в Бустоне, для меня оно было интереснее в прежнем варианте. В нем чувствовались каноны стилистики ампира 30-50 годов прошлого века. А сейчас вся эта ценность исчезла», - заключил архитектор.


КОММЕНТАРИИ