Почему мужчина все еще главный? » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Почему мужчина все еще главный?

Так считают даже многие женщины.

В нашем обществе еще сильны стереотипы разделения социальных ролей, считают авторы исследования «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении». Главенствующая роль по-прежнему чаще отводится мужчинам. Причем более всего распространено это мнение именно у слабого пола.

Может ли молодая мать работать?

Авторы отметили, что в нашем обществе сильно развиты стереотипы по поводу разделения социальных ролей между полами. Просто потому что само общество традиционное и больше общинное. И мужчинам чаще отводится главенствующее место, в том числе и в трудовой сфере.
Причем эксперты подчеркнули, что дискриминационные взгляды присущи не только мужчинам, но и самим женщинам.
Так,
более половины опрошенных считают, что из мужчин лучше политические лидеры и бизнесмены (51,6%)
Противоположного мнения придерживаются 44,1%.
Во время опроса семилетней давности также около половины (51,5%) заявили, что мужчины лучше могут руководить бизнесом. Далее почти две трети (64%) предпочли их в качестве политических лидеров.

По данным исследования 2018 года, мужчины чаще считают себя более подходящими на роль лидеров в политике и бизнесе (57,2%). В то же время с этим стереотипом согласилась и значительная часть женщин.Приоритет сильному полу как руководителям бизнеса и политическим лидерам чаще отдают:
  • респонденты со средним образованием (57,6%),
  • казахи (54%), особенно казахскоязычные (62,8%),
  • представители других этносов (61%),
значительно реже – русские (41%) и билингвы (44%).
Самый высокий процент приверженцев этой идеи оказался на юге (61,5%). Самый низкий – среди жителей западного и центрального регионов (41-42%).

Чуть более трети опрошенных (35,5%) осуждают работающих матерей, считая, что это плохо сказывается на их детях. Чаще такого мнения придерживаются мужчины (38%). Но и среди женщин так считает каждая третья. В 2011 году этой с этой точкой зрения согласились 37,6% опрошенных.
Более всего таковое мнение распространено среди:
  • горожан;
  • людей, состоящих в браке;
  • возрастной группы 41-50 лет;
  • казахскоязычных респондентов.
А по региональному срезу разброс мнений оказался очень большим. На севере осуждающих больше половины (54,7%), на западе и востоке – около четверти.

К молодым руководителям относятся предвзято

Свою роль играют и возрастные факторы. Например, прочно укоренилось мнение, что
молодость снижает возможность претендовать на руководящие позиции
— Кардинальная смена парадигмы экономического развития приводит к тому, что сегодня молодое поколение все чаще находится в авангарде технологического прогресса, культурных и социальных изменений. В странах Запада уже становится привычным, что молодые люди являются топ-менеджерами крупных корпораций, базирующихся в высокотехнологичных отраслях, — пишут авторы исследования.

В пример привели несколько персон, самостоятельно разбогатевших к тридцати годам. Это Марк Цукерберг – основатель Facebook, Сергей Брин и Ларри Пейдж – основатели Google, и так далее.

Есть даже специальный термин «Эйджизм» (англ. ageism) – в трактовке ВОЗ это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп по возрастному признаку.

— Некоторые авторы выделяют отдельное направление эйджизма – эдалтизм (англ. adultism), одним из признаков которого называют наличие предубеждений и сопутствующей систематической дискриминации в отношении молодежи, — считают эксперты.
Авторы отметили, что
в нашем обществе «эдалтизм» хотя и присутствует, но доминирующим его назвать нельзя

Самовыживание или самовыражение?

В целом 38,2% опрошенных не признали право молодых людей (до 30 лет) быть руководителями. Зато противоположного мнения придерживаются более половины (56,2%). Интересно, что среди самой молодежи эти цифры были примерно такими же.
Дискриминационный взгляд присущ чаще женщинам, чем мужчинам и сельчанам чаще, чем жителям городов
В убеждениях присутствует этнический аспект: русские чаще других этносов не видят молодежь в качестве руководителей (42,4%). В то же время среди казахскоязычного населения этот стереотип встречается чуть чаще (44%), чем среди русскоязычного (37,7%) и билингвального (32,7%).

Реже всего эдалтизм наблюдается на востоке(27%), чаще – на западе, севере и в центре (42-45%). Также чем выше уровень руководителя, тем чаще он сам склонен отказывать молодым в праве на властные полномочия.

— В отношении становления трудовых ценностей казахстанское общество находится в состоянии ценностного дрейфа. Занимая по многим позициям
промежуточное положение между традиционностью и модернизмом, между ценностями выживания и ценностями самовыражения,
— считают авторы.
Общество разделилось на модернизаторов и консерваторов. Причем прогнозировать, по какому пути мы пойдем дальше, еще довольно сложно. Поскольку «влияние новой технологической реальности еще не ощущается в Казахстане столь значимо, как странах Запада».


КОММЕНТАРИИ