«Лакмусовый» съезд правящей партии Киргизии » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

«Лакмусовый» съезд правящей партии Киргизии

В Бишкеке прошел съезд правящей Социал-демократической партии. Он ожидался политическими кругами уже давно. Впервые заговорили о его проведении сразу после инаугурации нового президента Сооронбая Жээнбекова еще в ноябре прошлого года. Дата съезда переносилась три раза. Почему так важен был этот съезд? Что должно было кардинально поменяться или же, наоборот, утвердиться?
В стране сложилось двоевластие. После того как в прошлом году тогдашний президент Алмазбек Атамбаев и СДПК выдвинули в кандидаты на пост президента С. Жээнбекова, эксперты заговорили о том, что он может стать инструментом власти в руках А. Атамбаева, который не имел, согласно конституции, права идти на второй срок.

Ожидая съезд, эксперты и политики предполагали, что на нем не только выберут Атамбаева лидером партии, но и будет решен вопрос о возможном инициировании роспуска парламента, новых, досрочных выборах, задача которых – провести в высший орган власти исключительно дружественные партии, исключить появление там партий оппозиционных, а также провести чистку рядов в самой фракции СДПК. Но в действительности был поставлен всего один вопрос – о выборе лидера партии, и он был решен. Как и ожидалось, лидером провозглашен бывший президент. Важно, однако, что А. Атамбаев посчитал необходимым здесь же заявить, что не метит в кресло премьер-министра и сосредоточится исключительно на партийной работе.

А ответы на остальные, ожидаемые вопросы? Пусть косвенным путем, но они были получены.
Еще после выборов стало ясно, что «внешних» серьезных соперников у Атамбаева и СДПК не осталось. Руководители двух из шести фракций в парламенте оказались за решеткой, против одного из кандидатов в президенты заведены уголовные дела, он находится за границей и возвращаться не собирается. То есть в парламенте остались со своим руководством фракции всего двух партий, при этом одна перестала активничать, другая же давно является сателлитом СДПК.

Такова обстановка на «внешнем» политическом фронте. А как внутри самой правящей партии? Избрание Сооронбая Жээнбекова президентом объективно сделало его политическим тяжеловесом. И – соответственно – политическим конкурентом своего предшественника. Окружение Жээнбекова, да, вероятно, и он сам желают большей самостоятельности от мнения руководства партии. Собственно, все, что происходило в последнее время в политической жизни страны, так или иначе, является отражением процесса перераспределения власти и влияния между бывшим и нынешним президентами.

Изначально предполагалось, что новый глава государства, скажем так, будет прислушиваться к мнению партии, которая и выдвинула его на этот пост. А как обстоит в действительности? Насколько С. Жээнбеков независим в своих решениях?

На съезде А. Атамбаев дал четко понять, что пока он принимает решения по базовым вопросам. То есть не вмешивается в полномочия президента, но внимательно следит. «Я могу, как старший брат, говорить с ним (Жээнбековым. – Ред.) откровенно. Иногда приходится говорить неприятные слова», – сказал А. Атамбаев. Еще одна ключевая фраза: «Я верю в президента. Он должен достойно отработать, если мы сохраним его от подхалимов». Вероятно, это надо понимать так, что партия сама будет решать, кто должен давать советы нынешнему президенту, кто должен составить его окружение.

А. Атамбаев также прямо и открыто предостерег С. Жээнбекова от ошибок, которые привели двух бывших президентов – Акаева и Бакиева - к краху. Основным обвинением и поводом для недовольства их курсом стал факт семейно-кланового правления, когда многие сферы в политике и экономике контролировались многочисленными родственниками тогдашних президентов. У президента Жээнбекова тоже большая семья, несколько братьев и сестер. И Атамбаев предостерег своего преемника от повторения ошибок Акаева и Бакиева. И не просто предостерег, но был дан вполне определенный сигнал.

Он выразился в том, что на съезд не был приглашен брат президента – бывший спикер Жогорку Кенеша, а ныне рядовой депутат Асылбек Жээнбеков. Его не пригласили, хотя он и является одной из ключевых фигур в партийной иерархии. Мало того, примерно неделю назад товарищи по партии потребовали от него сдать и мандат депутата, чтобы не возникало даже тени клановости. Странность ситуации в том, что от него не требовали уйти из парламента, когда его брат стал премьером, Асылбек Жээнбеков сам ушел с поста спикера. А вот теперь прозвучали жесткие призывы. Почему же тогда все молчали, а тут – целый шторм? Суть в том, что Асылбек Жээнбеков, скорей всего, является проводником идей своего брата в парламенте, и в частности во фракции СДПК, что не всем партийным руководителям нравится. Отметим, что на призыв сдать депутатское удостоверение он ответил резким отказом.

А. Атамбаев также раскритиковал ныне действующего президента за приостановку реформ, в частности судебной, за «неправильную» кадровую политику, когда тот приближает к себе «не тех» людей. «Я начал реформу в судебной системе. Принято семь кодексов, которые должны были вступить в силу с 1 января 2018 года. Но Жээнбеков, который тогда был еще премьер-министром, попросил отложить ее на год. Я говорю об этом открыто», – заявил с трибуны съезда А. Атамбаев.

Он также ответил на интересующий всех вопрос о возможном роспуске парламента и новых выборах. Косвенно ответил, но четко. Лидер СДПК похвалил нынешнего премьер-министра Сапара Исакова, который не только отличается сравнительно молодым возрастом – 40 лет, но и еще года не пробыл на своем посту. А. Атамбаев отметил, что тот допускает ошибки, но нужно дать ему время их исправить, набраться опыта. Отвести на это хотя бы год.

Это автоматически означает, что СДПК инициировать новые, досрочные выборы пока не будет. Атамбаев еще раз напомнил, что именно он является инициатором превращения Киргизии из президентской республики в парламентско-президентскую, где премьер получил даже большие полномочия, чем президент. По «графику» очередные выборы в парламент должны состояться в 2020 г. Соответственно, можно предположить, что у молодого премьера есть все шансы поработать на своем посту не год, а два. Хотя в Киргизии премьеров, кто более двух лет проработал на этой должности, можно пересчитать по пальцам одной руки.

На наш взгляд, ход и решения съезда СДПК позволяют констатировать, что в  Киргизии сложилось двоевластие. Президент С. Жээнбеков, естественно, хочет в полной мере использовать предоставленные ему полномочия, не оглядываясь на предшественника и партию. Бывший же глава государства намерен по-прежнему его контролировать. Система сдержек и противовесов – это открытие не киргизской политики, определенная зависимость вновь избранного президента от своего предшественника наблюдалась в свое время даже в России. Главное, чтобы борьба за влияние между лидером государства и лидером правящей партии не переросла в междоусобицу, не отвлекала силы от решения насущных проблем страны, не сказалась отрицательно на экономике, социальной сфере, международном имидже.

Мнение эксперта
Оценку результатам съезда дал политолог и сопредседатель регионального клуба экспертов «Пикир» Игорь Шестаков:
– Еще до президентских выборов было понятно, что Алмазбек Атамбаев не собирается уходить из большой политики. Поэтому сделанные 31 марта заявления главы СДПК в адрес Сооронбая Жээнбекова демонстрируют, что Атамбаев намерен играть ключевую роль в политической жизни Кыргызстана. И тот обширный общественный резонанс в тех же социальных сетях, который моментально последовал по окончании брифинга экс-президента, и большой интерес СМИ к съезду СДПК свидетельствуют о том, что Атамбаев как политик не утратил с момента ухода с поста главы государства имиджа лидера.

Более того, он поставил перед элитами Кыргызстана принципиальный вопрос о политическом выборе Кыргызстана в сторону парламентского или президентского пути развития. Сам экс-президент еще с 2016 года демонстрирует, что он – за парламентскую республику, поэтому и были усилены на последнем конституционном референдуме полномочия премьера. В этой связи дальнейшее развитие событий будет зависеть от действий нынешнего президента и его команды. Особенно в плане борьбы с коррупцией, ведь глава государства 8 февраля дал детальный анализ тех мер, которые необходимо предпринять. Поэтому общественность ждет не только кадровых перестановок в антикоррупционных структурах, но и пресечения деятельности тех, кто злоупотребляет служебными полномочиями.

Однако самый главный вопрос стоит так: кого поддержат элиты и общественность Кыргызстана? В отличие от выборов 2011 года, когда такая поддержка была однозначной у Атамбаева, Жээнбекову пока еще нужно доказывать, что институт президента способен играть ключевую роль в условиях парламентского Кыргызстана. В ином случае центр принятия основополагающих политических решений будет у СДПК.

Эгамберды КАБУЛОВ


КОММЕНТАРИИ