«С5+1» или «С1+5» » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

«С5+1» или «С1+5»

В городе Нур-Султан 21 августа состоялась встреча в формате «С5+1» с участием глав МИД Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и замгоссекретаря США Девида Хейла. В ходе данной встречи были рассмотрены широкий комплекс вопросов по взаимодействию пяти государств Центральной Азии, а также роль США в регионе.

Основные темы встречи включали возможность дальнейшего расширения торговых связей с США, привлечения новых американских инвестиций и реализации многосторонних экономических проектов при содействии западных неправительственных коммерческих организаций (Bechtel, JPMorgan, Parsons&CO).

Несмотря на четырёхлетнюю историю существования и положительную динамику развития международных отношений, сформированную благодаря формату «С5+1», он носит неоднозначный характер, так как призван негласно продвигать американские интересы посредством навязывания инвестиционных проектов с целью установления финансовой зависимости.

Данная деятельность особенно актуальна для США в рамках торговой войны с Китаем, который в свою очередь играет немаловажную роль в экономике Центрально-Азиатского региона. В том случае если США упустит возможность занять выгодные экономические ниши в странах региона, это сделает Китай, предложив более дешевые и перспективные проекты.

Именно поэтому после встречи в Нур-Султане замгоссекретаря США Девид Хейл направился в Ташкент, чтобы лично встретиться с президентом Узбекистана, который своим внешнеполитическим курсом показывает готовность развивать отношения с США. По мнению экспертов из Вашингтона, Узбекистан может стать главным центром распространения влияния США в регионе.

Политикой же США является насаждение экономической зависимости стран региона, но не напрямую, а посредством участия во внутренней экономике частных американских строительных, инженерных, финансовых и консалтинговых организаций, на реализацию проектов которых выделяют деньги такие организации как Всемирный банк реконструкции и развития (IBRD) и Агентство по международному развитию США (USAID). В частности, в апреле 2018 года в Узбекистане был запущен пятилетний проект по развитию животноводства, на реализацию которого Всемирный банк 150 млн. долларов.

В сфере безопасности участники встречи в формате «С5+1» обсуждали комплекс вызовов и угроз, которые требуют регионального подхода. В том числе это вопросы обмена опытом при проведении различных мероприятий по обеспечению военного сотрудничества стран региона с США, например, военные учения «Степной Орел – 2019», «Региональное сотрудничество – 2019» и мероприятия по совместному противодействию террористическим угрозам. Здесь тоже нельзя говорить об однозначно взаимовыгодных международных отношениях. Скорее всего, целью США в рамках вышеперечисленных мероприятий является демонстрация  американских образцов вооружения и военной техники для их дальнейшего продвижения на рынки стран Центральной Азии. Немаловажен и тот факт, что посредством участия в учениях и других мероприятиях военного международного сотрудничества США наращивают свое военное присутствие в регионе.

Таким образом, США пытаются «подсадить» страны Центральной Азии на финансовую «иглу», под видом деятельности на экономический рост, гуманитарной помощи, социального и культурного развития, а также военного сотрудничества.  Для каких же манипуляций это может понадобиться крупнейшей экономике в мире? Каждый житель центрально-азиатского региона в праве решать сам.


КОММЕНТАРИИ