Политика “незадержания” на митингах в РК » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Политика “незадержания” на митингах в РК

В субботу, 9 ноября, в Казахстане прошли митинги: санкционированный в Нур-Султане и несанкционированный в Алматы. Ни тому, ни другому власти мешать не стали.
 
Наибольшую тревогу у казахстанских властей вызывают митинги, организуемые скрывающимся от правосудия в Париже Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ. Признанное в Казахстане экстремистским движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) пытается проводить митинги каждые 2-3 месяца. Пиковых значений участие граждан достигло в мае-июне 2019 года, в период президентских выборов. Однако, в силу усилий, предпринимаемых властями на силовом, правовом и информационном фронтах, к осени активность ячеек ДВК пошла на спад: попытку принять участие в несанкционированном митинге в казахстанских городах в октябре приняло лишь несколько десятков человек. Против АБЛЯЗОВА сплочены бюрократические и олигархические элиты: все понимают, что в случае прихода к власти, тот может запустить массовый террор в отношении широких слоёв чиновников и бизнесменов, лояльных действующей власти. Резюмируя: митинги ДВК власти разгоняют, потому что их организовывает запрещённая организация, планирующая призывать на этих митингах к свержению действующего режима. 

Между тем, казахстанские власти понимают, что просто подавлять стремление людей выйти и помитинговать не удастся: протест должен иметь какой-то выход, иначе закипит. 30 июня в Алматы юристу Альнуру ИЛЬЯШЕВУ разрешили провести митинг на тему свободы мирных собраний. В тот же день лидеру движения «Байтак – Болашак» Азаматхану АМИРТАЮ было позволено провести митинг в Нур-Султане по темам уровня жизни населения, безработицы и реформы МВД. В своём первом Послании в начале сентября президент Токаев пообещал улучшить ситуацию со свободой проведения мирных митингов и демонстраций. 

На 9 ноября в Нур-Султане был назначен и санкционирован властями митинг движения «Республика». Республиканцы ещё в июне выдвинули программу преобразований, суперлиберальную в политическом блоке, и довольно-таки наивную – в социально-экономическом. На митинг в столице пришли с простым требованием: перевести Казахстан к режиму парламентской республики, реформировать избирательную систему и правоохранительные органы. Активисты «Республики» говорят о либеральных ценностях, но большинство выступавших на митинге были люди старшего и пожилого возрастов, страстно говоривших на казахском языке о необходимости освобождения политических заключенных и сплочения нации. 

Интереснее было в Алматы. Движение «Оян, Казахстан» («Проснись, Казахстан») разрешения на проведение митинга на получило. Однако, несколько десятков человек смогли не только собраться, но и поговорить о чрезмерном доминировании президентской власти, а затем пройтись по улицам с призывами к свободе и введении парламентской республики. 

В обоих случаях – и в Нур-Султане, и в Алматы – рядом с местами проведения митингов находились полицейские, однако они никак не вмешивались и не мешали происходившему. Возникает вопрос – почему? Причин несколько.

Первое: как уже говорилось, митинги ДВК запрещают, потому что это запрещённая организация, призывающая к свержению конституционного строя. Властям очень важно подчеркнуть контраст между тем, как они поступают с политическими экстремистами, и тем, как относятся к умеренным, требующим демократизации в рамках действующих правил игры.  

Второе: хорошая картинка для международной прессы без каких-либо политических последствий. Либеральные молодые движения, выступающие без сопротивления полиции, на взгляд властей, являются довольно весомым аргументом в диалоге с зарубежными правозащитниками в качестве доказательства свободы мирных собраний и продолжающейся политической либерализации. Тем более, что пока перспектив у этих движений немного: массового избирателя расположить к себе им будет очень непросто. «Оян, Казахстан!», формирующийся в городском центре продвинутого Алматы исповедует идеи политического либерализма, от которых далеки многие в провинции и на селе. Национал-патриоты, религиозные консерваторы, люди советской закалки не приемлют многих свобод, предлагаемых «ояновцами», а потому выпускать последних на большую сцену не угрожает режиму практически ничем.

И третье: не исключено, что движения в той или иной степени находятся под контролем властей. Для этого совсем не нужно применять силу или репрессировать лидеров. Чиновникам, думается, не так уж и тяжело будет найти 2-3 «патриотично настроенных молодых людей», которых можно соответствующим образом проинструктировать, материально простимулировать и припугнуть последствиями в случае неправильного поведения – и направить их в ряды «Оян, Казахстан!» и «Республики» строить политическую карьеру.


КОММЕНТАРИИ