Российский эксперт рассказал о роли Ирана на Кавказе и в Центральной Азии » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Российский эксперт рассказал о роли Ирана на Кавказе и в Центральной Азии

Несмотря на то, что Иран вновь находится под сильным давлением и испытывает сложности в своей экономике, Тегеран не жалеет ресурсов для диалога со странами Закавказья и Центральной Азии. Сегодня роль Ирана в этом ключе является наиболее значимой. Об этом, в интервью «CA-IrNews», заявил эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», политолог, Фархад Ибрагимов.

- Насколько Центральная Азия и страны Кавказа важны для Ирана, в чем заключаются ее интересы в регионах?
- Учитывая санкционное давление, иранцы, как и предполагалось, взяли курс на укрепление отношений со своими соседями – главным образом с Турцией, Азербайджаном, а также со странами Центральной Азии. По мнению администрации президента Ирана Хасана Рухани, подобный шаг позволит в определенной степени минимизировать ущерб иранской экономике от американского давления, поскольку благоприятные отношения с соседями положительно могут сказаться на товарообороте между Исламской Республикой Иран и этими странами. Тегеран может стать интересен малому и среднему бизнесу, который даже сегодня не рискует иметь какие-либо контакты с иранскими партнерами.
Конференция в Тегеране "Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества"
В Тегеране не сидят сложа руки и стараются подобрать такие сферы сотрудничества, где интересы бы могли совпадать. К тому же, в последнее время отношения Ирана с Азербайджаном и странами Центральной Азии расширяются, в том числе и в политической плоскости, что, кстати, имеет большое значение. К примеру, на днях, все пять стран Центральной Азии проголосовали в ООН против резолюции по правам человека, инициированной западными странами в отношении ИРИ.  

Некоторые могут посчитать, что подобный шаг является на первый взгляд мелочью, но это совсем не так. К тому же, если постоянно складывать подобные моменты, то в итоге появится платформа, для более тесной кооперации, что только на руку всему региону, в том числе и Российской Федерации. Тем не менее, все очень неоднозначно. Иранцы очень заинтересованы в странах ЦА и вроде бы обратная связь имеется, но она недостаточно активная, как бы этого хотели в Тегеране. Причина – токсичность Ирана в отношениях с Западом, слабая экономика и так далее по списку. 

- Что именно предлагает Тегеран странам Центральной Азии?
- Опять-таки, существует на мой взгляд одна, но достаточно весомая проблема, которая упирается объеме деловых связей Ирана со странами ЦА. Он сказывается ввиду многочисленных экономических проблем, которые обрушились на Иран из-за возобновления американских санкций. При этом, иранские компании завершают строительство Анзобского тоннеля, который соединит столицу Таджикистана – Душанбе со вторым по величине городом страны Худжандом. Узбекистан, в свою очередь, заинтересован удвоить объем торговли с Исламской Республикой — до миллиарда долларов.

Ташкенту отношения с Тегераном интересны только в довольно узком направлении, а именно в вопросе урегулирования ситуации в Афганистане. В важнейшем для узбекского лидера Шавката Мирзиёева вопросе – модернизации страны – иранское участие совершенно не просматривается, поскольку у Ирана нет того, что Ташкент не мог бы получить от других, по лучшей цене и на более выгодных условиях.
С Ашхабадом у Тегерана отношения не самые простые, газовый вопрос, который неоднократно поднимается на самом высоком уровне в двух странах является камнем преткновения и договариваться по нему не так-то и просто. Отношения с Бишкеком также всегда носили преимущественно политический характер, с экономикой все очень непросто. Товарооборот с Кыргызстаном самый минимальный из всех стран ЦА – по данным за 2018 год он составил всего $44 млн.
Центральная Азия и Иран
При этом, стоит отметить, что товарооборот между обеими странами за этот год, по данным на июнь 2019 г. составил уже $27 млн. Касаясь ирано-казахстанских отношений, то тут следует отметить инвестиции Нур-Султана в добычу золота в Иране, а ИРИ, в свою очередь, инвестирует в горнодобывающую промышленность Казахстана.

Страны успешно реализуют проекты в сферах сельского хозяйства, туризма, здравоохранения. В иранском городе Бендер-Аббас еще пару лет назад было открыто консульство Казахстана, что еще больше скрепило торговые узы между обеими странами. В конце того же 2017 года стороны подписали важные документы в сфере транспорта.  Транзитные грузоперевозки начали осуществляться в иранские пункты через железную дорогу «Казахстан-Туркменистан-Иран» и порт Актау в Каспийском море.

Какова роль Ирана в странах Кавказа и Центральной Азии?
- Активность Ирана на Южном Кавказе и в Центральной Азии охватывает сразу несколько наиболее важных направлений – культурную, экономическую и идеологическую. Страна действительно обладает очень большим потенциалом, если речь заходит о вопросах безопасности. И в этом смысле уже можно выделить сразу две страны ЦА, которые наиболее заинтересованы в кооперации по этому вопросу, это – Узбекистан и Туркменистан.

- Тегеран является одним из наиболее заинтересованных игроков, который намерен создать некий «пояс безопасности», который бы предотвратил какие-либо волнения и террористическую угрозу, которая может исходить от неконтролируемых боевиков в Афганистане. Несмотря на то, что Иран вновь находится под жесточайшим давлением и испытывает сложности в своей экономике, Тегеран не жалеет ресурсов для активного диалога со странами Закавказья и Центральной Азии. Можно сказать, что сегодня роль Ирана в этом ключе является наиболее значимой.
Министры обороны России и Ирана подписали документы о взаимном сотрудничестве в сфере безопасности 

- Что могут получить Центральная Азия от сотрудничества с Ираном?
- На самом деле, роль Ирана не настолько значима, чтобы говорить о получении чего-либо взамен для центральноазиатских стран от Исламской Республики, а уж если сравнивать кооперацию с Китаем и даже той Турцией, так тем более. Иран не может серьезно повлиять на какие-либо процессы в Центральной Азии, причем по всем фронтам. Да, есть желание Тегерана расширить связи и это вполне логично. Но нет должных инструментов, которые бы способствовали реализоваться поставленным целям.

- Максимум, что сегодня могут получить страны Центральной Азии, так это то, чем иранцы торгуют на рынке. Если же мы говорим о вопросах безопасности, то отдача должна исходить и от самих стран Центральной Азии.
Тот же Таджикистан, который является наиболее близким для Ирана по этнической принадлежности в ЦА регионе не испытывает каких-либо иллюзий в отношении ИРИ, напротив, выстраивает отношения с главным противником Исламской Республики Иран – Саудовской Аравией. Подобные действия уже являются показателем того, насколько вообще ИРИ может позволить себе укрепляться и вообще находится в этом регионе.

- Каковы по вашему мнению цели ИРИ в регионе?
- Цели Ирана – расширение торгово-экономических и политических взаимоотношений. Сейчас иранцы и лично президент ИРИ Хасан Рухани активно работают над новым политическим имиджем страны, при этом опираясь на основы Исламской Республики, не изменяя традициям, но, в то же время, стремясь стать более располагающим для своих соседей. Это необходимо, поскольку до сих пор у стран ЦА региона есть нотка недоверия, которая является преградой для ведения отношений с этой страной и выхода на этап стратегического партнерства. Иранцы заинтересованы в сотрудничестве и по линии транзита.

Рухани хочет превратить Иран в главное связующее звено, которое будет способно соединить сразу несколько маршрутов и транспортных коридоров. В этом смысле, Тегеран сможет вполне реализовать эту идею и преуспеть в этом направлении. Но для этого нужны серьезные финансовые инвестиции и прочные отношения с соседями. В этом случае, у Ирана откроются новые возможности, которые постепенно позволят ему достичь поставленных целей, в том числе и в отношениях со странами Центральной Азии.
Беседовал Азиз Пиримкулов


КОММЕНТАРИИ