«Тегеранская цель»; За кулисами сложной операции Моссада по захвату ядерных архивов Ирана » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

«Тегеранская цель»; За кулисами сложной операции Моссада по захвату ядерных архивов Ирана

Обычная женщина каждый день бродила по району Шурабад в одном из самых южных пригородов Тегерана. У него был такой нормальный вид и поведение, что он не привлекал ничьего внимания; Она свободно говорила на фарси и одевалась так же, как и все остальные женщины этого места; с хиджабом, который носит каждая вторая женщина в этом бедном рабочем районе.
Женщина из нашей истории никогда не выходила на улицу одна, и, как в религиозных и фанатичных кварталах, рядом с ней всегда шел мужчина. Когда вы смотрели на них, они выглядели как совершенно обычная пара, бедная и занятая, пытающаяся выжить в суете повседневной жизни и тяжелом заработке.
Охранники, охранявшие одно из заброшенных зданий в этом отдаленном, но так называемом промышленном районе Тегерана, никогда не обращали особого внимания ни на эту женщину, ни на сопровождавшего ее мужчину. Возможно, с другой стороны, склад, который они тоже охраняли, был настолько простым и без какой-либо особой вывески, что на него никто не обратил внимания. Это как если бы существовал склад железного или деревянного лома, владелец которого, опасаясь, что железный и древесный лом будут украдены, поставил под охрану склада несколько человек; Сбалансированная игра, позволяющая ввести противника в заблуждение.
Охранники того склада, не имевшие даже в строю «сержанта Кандали» на языке стариков Куя и Табарзана, возможно, даже не заметили, что та же самая женщина с другим взглядом и внешностью, но все же вполне нормальная и обычные, проходившие мимо них снова и снова.

По словам двух израильских писателей, эти охранники даже в самых страшных кошмарах не могли представить, что эта «обычная» женщина является гражданкой Израиля, агентом Моссада с инженерным образованием, которая берет на себя одну из самых опасных миссий по сбору информации из этой «простой» склад». Он был заказан Моссадом, израильским агентством специальных операций за границей. Возможно, если бы их заподозрили, одна из «самых дерзких операций в истории Моссада», как ее называли, вероятно, провалилась бы.
Говорят, что в тот день, когда Йоси Коэн, тогдашний глава Мосада, присутствовал на встрече глав спецслужб западных Соединенных Штатов, присутствующие встали и аплодировали ему в знак восхищения смелая операция Моссада по доступу к ядерным архивам Ирана. В некоторых мировых СМИ эту операцию уже давно называют миссией, превзошедшей любую другую столь же удивительную миссию в загадочном мире шпионажа и разведки.
В разгар интенсивных дебатов во время президентства Дональда Трампа о выходе Соединенных Штатов из СВПД или о том, чтобы Вашингтон оставался в этом ядерном соглашении с Ираном, против которого Израиль решительно выступал с начала приобретения Соединенными Штатами В администрации Барака Обамы Биньямин Нетаньяху снял черные занавески с двух полок. Он снял пачку документов и компакт-дисков и объявил о доступе Израиля к ядерному архиву Исламской Республики Иран. Вскоре после этого Дональд Трамп с гордостью подписал в Овальном кабинете Белого дома приказ о выходе США из СВПД.
Сообщение об отправке израильской женщины-агента для сбора информации со склада в Шурабаде, что впоследствии позволило подготовить план отправки 24 других агентов для взлома замков и вывоза ядерного архива с юга Тегерана в штаб-квартиру Моссада в Тель-Авив – это одна из увлекательных частей новой книги, посвященной этой операции.
Эта книга была написана в результате исследования двух израильских писателей и журналистов; Йона Джереми Бэбб, старший военный корреспондент, который также пишет для «Джерузалем пост» в качестве ее европейского корреспондента, и Илан Авиатар, который в прошлом был редактором отдела новостей «Джерузалем пост»; Оба автора имеют богатый опыт освещения вопросов, связанных с вопросами израильской и региональной безопасности. Операцию по получению документов в Шурабаде они считают совершенно необычной и экстраординарной по уровню сложности и смелости.

Книга с английским названием «Target; Тегеран» и его версия на иврите были опубликованы под названием «Моссад в Тегеране».
По мнению авторов, история с попыткой завладеть ядерным архивом Ирана в Мосаде началась в 2016 году; Вскоре после окончания службы Тамира Пардо Йосси Коэн занял пост главы Моссада. Генерал запаса Меир Даган, который до Пардо был главой Моссада, саркастически отзывался о «руке Бога» в отношении загадочных событий, произошедших в иранской ядерной программе, которые замедлили продвижение этих планов.
Книга также основана на разговоре с бывшими сотрудниками Моссада об убийстве Мохсена Фахризаде, которого Биньямин Нетаньяху назвал отцом иранской ядерной бомбы и сказал: «Запомни это имя», на той же конференции, раскрывающей доступ Израиля к ядерным архивам Ирана. и подробности. Он раскрывает некоторые из предыдущих неудавшихся планов убийства этому «иранцу Роберту Оппенгеймеру».
В книге также упоминаются многие другие операции, приписываемые Израилю, за которые страна так и не взяла на себя ответственность, например, серия загадочных взрывов в конце весны и начале лета 2020 года на объекте в Натанзе. Не исключено, что операция в Шурабаде — единственная операция, ответственность за которую взял на себя Израиль, а остальные события приписывают только Моссаду.
Авторы книги рассказали израильским СМИ, что идея написания такой книги пришла им в голову после пресс-конференции Биньямина Нетаньяху и позволила легко получить доступ к чиновникам Моссада для разговора об этой истории, и после этого единственный Проблема заключалась в том, чтобы завоевать доверие этих чиновников к выражению содержания.
По мнению авторов, Йоси Коэн полностью согласился с Биньямином Нетаньяху в том, что всемерные усилия по демонтажу СВПД являются «необходимостью». Но Нетаньяху сказал Коэну, что недостаточно убедить мир в том, что Иран лжет о своей ядерной программе, мы должны доказать эту ложь.
В то время Моссад знал о существовании иранского ядерного архива, но его точное местонахождение и содержимое до сих пор оставались в секрете. Йосси Коэн все равно решил заполучить этот архив.

Бывший глава Моссада Йоси Коэн (справа) с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и нынешним главой Моссада Дэвидом Барни
Бывший глава Моссада Йоси Коэн (справа) с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и нынешним главой Моссада Дэвидом Барни
В книге сообщается о «решающем совещании» в руководстве Моссада, в котором участвуют, кроме Йоси Коэна, Эхуд Лави, руководитель секретного оперативного отдела элитного Моссада в штаб-квартире, известной как «Кесария», и человек руководивший операциями на территориях противника Дади (Давид) Барнеа. В то время за вербовку и эксплуатацию человеческих разведывательных ресурсов отвечал кружок «Цумет» в разведывательной организации Моссада, а главой группы был доктор Эяль Холата. Технологический отдел Моссада.
Дэвид Барни стал главой Моссада после Коэна и занимает эту должность до сих пор, а Эяль Холата, родившийся от матери-иранки и отца-европейца, в течение недолгих полутора лет возглавлял Совет национальной безопасности. Пришло время смены премьер-министров Нафтали Беннета и Яира Лапида.
Согласно книге, некоторые подсказки, которые западное разведывательное сообщество ранее имело относительно ядерной программы Ирана, были полезны Израилю, но собственные усилия Ирана помешать Международному агентству по атомной энергии получить неограниченный доступ к документам ядерного прошлого страны заставили иранцев переместить эти документы.

В книге утверждается, что Мохсен Фахризаде лично участвовал в выборе ветхого и заурядного здания в Шурабаде для передачи документов и считал, что в таком месте никто не усомнится. По мнению авторов книги, спецслужбы Исламской Республики Иран не предполагали, что Моссад отслеживает перемещения ключевых элементов иранской ядерной программы и приближается к окончательному выявлению места тайника документов.
В книге объясняется, что, когда местонахождение архива было подтверждено, в центре обсуждений Моссада все еще оставалось много деталей, позволяющих получить его, и действительно ли эти документы содержат окончательные документы, доказывающие намерения Исламской Республики Иран получить ядерное оружие? бомба или нет? Именно тогда Хатир принял решение отправить в Шурабад женщину-агента Моссада. Он побыл на месте некоторое время и начал работать «подготовкой» к доступу к архиву.
В книге говорится, что когда была объявлена основная часть операции "Зеленый свет", группа из 24 агентов, включая израильтян и иранцев, проникла в Иран другим маршрутом и в назначенную ночь прибыла на склад в Шорабаде. Охранники покинули это место, как и в любой другой вечер, а следующая группа безопасности должна была прибыть на место завтра утром. У высланных агентов Моссада было шесть с половиной часов, чтобы отключить систему сигнализации и сирены, взломать замки и передать документы. В 10:31 той срединной зимней ночью замки расплавились, и пока группа офицеров охраняла тяжелые железные двери склада, проверяя окрестности, другой группе удалось проникнуть во внутреннюю часть склада.

Но возникла проблема и выяснилось, что буквально накануне были внесены изменения в содержимое и расположение склада, а также перенесен ряд предметов и изменена планировка склада. Месяцы сбора информации, тщательного планирования и практики могут быть потеряны. Команда агентов была вынуждена продолжать свою миссию, как и планировалось, одновременно консультируясь с Моссадом в Израиле, сотрудники которого каждое мгновение следили за событиями из штаб-квартиры в Тель-Авиве.
По мнению авторов, 24 члена команды использовали свои технические возможности, чтобы быстрее завершить работу; Одна из команд использовала для резки металла специальные горелки, создающие температуру около 3600 градусов. Жара расплавила тяжелые металлические хранилища, и другие члены команды начали просматривать необходимые документы, отбрасывая менее важные.
В книге указывается, что именно в это время агенты заметили «огромное сокровище»; Помимо бумажных файлов, диаграмм и карт, в их руках было обнаружено более 100 компакт-дисков с файлами и документальными кадрами ядерной программы Ирана, а также дополнительный тайник и изображения различных ядерных испытаний.
Полтонны дисков и документов были погружены на два грузовика, которые выехали со склада в Шурабаде ровно в пять утра по тегеранскому времени и разными маршрутами направились к границе Азербайджанской Республики.
В книге говорится, что через два с половиной часа иранские охранники добрались до склада и узнали правду, но было уже слишком поздно. Грузовики пересекли границу в рамках плана, который в книге назван сложным обманом, а затем все агенты, участвовавшие в этом плане, были вывезены как из Ирана, так и из Азербайджанской Республики.
Ядерный архив Ирана прибыл в Израиль той ночью из Азербайджана, но Биньямину Нетаньяху потребовалось два с половиной месяца, чтобы провести эту пресс-конференцию.

Группа израильских экспертов утверждает, что чрезвычайная операция, несмотря на ее безупречное проведение, фактически оказалась провальной и не обеспечила конечной цели Израиля, которая заключалась в том, чтобы не допустить продвижения Ирана в его ядерной программе.
Однако Джереми Боб отвергает эту точку зрения и считает, что эти израильтяне не имеют точного понимания этой истории, и без последующих действий Израиля против иранской ядерной программы Тегеран мог бы создать ядерную бомбу несколько десятилетий назад. Он и Илан Авиатар подчеркивают, что по оценке Мосада в 90-х годах 20-го века Иран мог создать ядерную бомбу на тот момент только «за два года», но следует отнести тот факт, что Тегеран еще не достиг такой возможности. считается «определенным успехом» Израиля. В книге также отражены эти внутренние дискуссии.
По мнению Эяля Авиатара, если Израилю удастся постоянно замедлять ядерную программу Ирана, возможно, в результате внутренних изменений в Иране и на их вершине реализации желания свергнуть клерикальное правительство, то цель Израиля – помешать Ирану получить атомная бомба была реализована.
Оригинальная англоязычная версия книги была опубликована в США примерно за две недели до нападения экстремистской группировки ХАМАС на Израиль и начала войны израильской армии в секторе Газа. Wall Street Journal назвал ее «лучшей книгой года» о разведке Израиля в отношении Исламской Республики Иран.
Авторы полагают, что нападение ХАМАС повышает значимость книги, поскольку даже если Хамас не совершал нападение непосредственно по приказу Исламской Республики Иран, действия внутреннего руководства этой экстремистской организации полностью соответствуют доктрина Исламской Республики Иран о том, что вокруг Израиля должно быть создано огненное кольцо. И он вовлек эту страну в трудные и постоянные проблемы вплоть до ее уничтожения.

Авторы полагают, что через день после того, как Хамас напал на народ Израиля, Тегеран приказал своим марионеточным группировкам начать волну непрерывных атак на Израиль. Поэтому к еврейской версии книги была добавлена еще одна глава после нападения Хамаса на Израиль.
Версия книги на иврите была опубликована издательством «Едиот Сефарим» (Y.Books) в эти дни, в один из самых спорных периодов 46-летней враждебности Исламской Республики Иран против Израиля.
Оба автора книги полагают, что сотрудничество Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ и других стран региона в перехвате сотен дронов и ракет, которые Исламская Республика Иран выпустила по Израилю в ходе своей первой прямой военной операции в ночь на 25 апреля этого года является практическим применением договоренностей между всеми. Это доказало факторы, которые беспокоят Исламскую Республику Иран, и с этого момента этот процесс сотрудничества будет расширяться.
Илан Авиатар считает, что ночь ракетной и беспилотной атаки Ирана на Израиль была самой драматичной за более чем четыре с половиной десятилетия враждебного отношения Тегерана к существованию Израиля, но, возможно, впереди нас ждут еще более драматические события.


КОММЕНТАРИИ