Приватизация – всё? Всемирный банк отметил пробуксовку передачи частникам гособъектов в Таджикистане » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Приватизация – всё? Всемирный банк отметил пробуксовку передачи частникам гособъектов в Таджикистане

К 2023 году в Таджикистане приватизировали более 13 тыс. государственных предприятий, в основном, в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг, сообщил Всемирный банк в своем последнем докладе об экономике РТ.

При этом в республике продолжают функционировать около 1 тыс. предприятий с государственным участием.

«Несмотря на то, что в 2000-х годах продолжались усилия по продаже государственных активов, в последнее десятилетие темпы приватизации замедлились», - подчеркивают авторы публикации.

Более того, создание новых предприятий с государственным участием «в некоторой степени подорвало предыдущие усилия по приватизации», отмечается в докладе.

В результате общее количество госпредприятий сократилось лишь незначительно, констатируют аналитики ВБ.

«Подробная информация об этих событиях остается ограниченной, что подчеркивает важность проведения отдельного обследования для извлечения уроков из прошлого опыта приватизации и рассмотрения потенциальных рисков в отношении будущих активных попыток для приватизации в Таджикистане», - отмечается в докладе.

В нем подчеркивается, что выявление политэкономических ограничений, которые могли замедлить усилия правительства по приватизации в последние годы, требует специального анализа.

Приватизировали по мелочи

Авторы доклада напоминают, что после обретения независимости в 1991 году многие таджикские предприятия потеряли свою экономическую жизнеспособность из-за значительного изменения относительных цен, резкого падения спроса и разрушения торговых договоренностей между странами бывшего СССР.

Процесс приватизации начался с малых предприятий в 1990-х годах и продолжился продажей государственных пакетов акций средних предприятий в 2000-х годах. Однако крупные предприятия в сферах транспорта, энергетики, водопользования, промышленного производства и других продолжают принадлежать государству.

Специалисты Всемирного банка ранее заявляли, что большинство крупных предприятий с государственных участием в Таджикистане нерентабельны и убыточны, что создает серьезные фискальные риски для финансовой стабильности страны.

Общая кредиторская задолженность 27 предприятий с государственным участием, мониторинг деятельности которых возложен на Минфин страны, на начало 2024 года составила 60,8 млрд сомони (свыше $5,5 млрд). Этот показатель, по данным Всемирного банка, равен 46,5% прошлогоднего ВВП республики.

Список крупнейших должников возглавляет госэнергокомпания «Барки точик». Общий долг ведомства, включая кредиты на энергетические проекты, превышает 37,4 млрд сомони (около $3,4 млрд). Следующей в списке крупных должников значится ОАО «Рогунская ГЭС» с долгом 9,3 млрд сомони (около $850 млн).

Среди других заметных должников в докладе ВБ значатся ОАО «Таджикская алюминиевая компания», ГУП «Таджикские железные дороги» и ОАО «Таджиктрансгаз», совокупный долг которых на конец 2023 года составлял 2,3 млрд сомони (около $210 млн).

Отдать нельзя оставить

Международные финансовые организации (МФО) еще в начале нулевых годов неоднократно рекомендовали властям реструктуризовать госпредприятия и передать их в частные руки.

С тех пор была проведена реструктуризация только некоторых из них, к примеру, бывших ГУАП «Таджик Эйр» и ОАХК «Барки точик». Правда, полные пакеты акций ОАО, созданных на базе этих корпораций, по-прежнему принадлежат правительству.

После того как государственный сберегательный «Амонатбанк» стал крупнейшей кредитной организацией страны, МФО предложили правительству и его передать в частные руки.

«Мы считаем, что системообразующий и один из крупнейших банков страны «Амонатбанк» может еще больше трансформироваться, чтобы стать более устойчивым к внешним и внутренним вызовам», - сказала, в частности, в интервью «Азии-Плюс» управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по Центральной Азии и Монголии Жужанна Харгитай в ноябре 2022 года.

К слову, в начале 2020 года были приняты поправки в закон «О приватизации государственной собственности», согласно которым из перечня объектов в республике, не подлежащих приватизации, были исключены Рогунская ГЭС и «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО). Однако до сих пор эти промышленные гиганты не выставлялись на продажу, и государство сохраняет за собой контрольный пакет их акций.



КОММЕНТАРИИ