Таджикская женская одежда «сама по себе является сатром». МИД Таджикистана комментирует закон » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Таджикская женская одежда «сама по себе является сатром». МИД Таджикистана комментирует закон

Министерство иностранных дел Таджикистана отреагировало на материалы в СМИ и то, как их комментировали по теме принятия нового проекта Закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов».
На брифинге, который был организован МИД 13 августа, сообщения о запрете ношения сатра и хиджаба, а также ограничения на совершение хаджа в стране были названы необоснованными.
Полный текст обновленного закона был опубликован 22 июня в правительственной газете «Чумхурият». И именно тогда он и ступил в силу.
Согласно этому закону, «ввоз, продажа, пропаганда чуждой национальной культуре одежды запрещены». Были ужесточены наказания за нарушение положений этого закона. В частности, если раньше за несоблюдение закона об упорядочении предусматривалась только административная ответственность, то теперь добавлена и уголовная, в которой предусмотрены штрафы в крупных размерах и тюремное заключение на срок до трех лет.

«Национальная таджикская одежда сама по себе является сатром»

В ходе брифинга замминистра иностранных дел Фаррух Шарифзода опроверг запрет на ношение cатра и хиджаба в стране и, наоборот, назвал достойным похвалы защиту и сохранение национальной культуры в новой редакции Закона, который, по его словам, является «первым в исламском мире».
Фаррух Шарифзода
Фото с сайта mfa.tj

Он заявил, что «правительство страны для сохранения культурной самобытности и древней цивилизации, рекомендует гражданам отказаться от подражательства, чуждых влияний и показной внешности и по возможности носить национальную одежду».
Шарифзода напомнил о том, что одежда, которую таджикские женщины и матери носили на протяжении столетий и которая соответствовала требованиям шариата, местным обычаям и географическим особенностям, «сама по себе является сатром».
«Если мы обратим внимание на одежду нашего народа, то увидим, что женщины, девушки и матери в стране носят национальную одежду, которая состоит из платка, платья и шароваров», - сказал Шарифзода.
Он также сообщил, что в настоящее время соответствующими министерствами и ведомствами разрабатывается проект национальной одежды для женщин и девушек, который будет соответствовать требованиям исламской религии и ханафитского мазхаба.
Важно отметить, что на самом деле в опубликованном законе нет наименования ни одной (!), якобы, запрещенной одежды, в документе прописано лишь слово – «чуждая», без каких-либо пояснений.

Муфтий: Не делайте из мухи слона

Саидмукаррам Абдулкодирзода, председатель Совета улемов Таджикистана, который также присутствовал на брифинге, отметил, что исламская религия не определяет для мусульманки конкретную моду, цвет, покрой или фасон одежды, а главное требование заключается в том, чтобы те части тела, которые должны быть закрыты, не демонстрировались на показ (были спрятаны).
«Исламская религия является частью национальной культуры, - подчеркнул он. - Религия и культура дополняют друг друга. Чистота культуры в одежде касается исключительно женщин Таджикистана. Превращать внутренний вопрос государства, который охватывает порядок и нормы культуры целого народа, в международную трагедию - это, как говорится, делать из мухи слона», - подчеркнул он.
Саидмукаррам Абдулкодирзода
Фото с сайта Tajikta.tj

Однако и на этом брифинге никто так и не уточнил, что конкретно подразумевается под «одеждой, чуждой национальной культуре», которая упоминается в законе и за ношение которой предусмотрено наказание.
На данный момент помимо упоминания «обтягивающей», «черной», «прозрачной» и другой одежды, открывающей части тела и неэтичной (неприличной), которые в фетве Совета улемов названы чуждыми и пояснений депутата парламента Муджибахон Джавхари о том, что под понятием «чуждая одежда» в стране подразумевается не только ношение хиджаба и сатра, длинные чёрные «абаи», но и рваные джинсы,  слишком короткая, облегающая одежда и открытая зона декольте, других официальных разъяснений этому поводу не предоставлено.
Этот вопрос вызывает беспокойство у общества, так как остается неясным, что конкретно подразумевается под «одеждой, чуждой национальной культуре».
Возможная неверная интерпретация закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» могла возникнуть из-за того, что после его принятия никто из ответственных ведомств не стал его комментировать, объяснять.

Запрет на посещение мечетей женщинами

В Таджикистане законодательно не вводились никакие ограничения на посещение мечетей женщинами и этот вопрос имеет «религиозный аспект». Об этом также заявил Саидмукаррам Абдулкодирзода.
Он пояснил, что запрет на посещение мечетей женщинами в Таджикистане касается только последователей ханафитского мазхаба. Согласно фетве Совета улемов Таджикистана от 2004 года совершение молитв женщинами в мечетях страны считается нежелательным (макрух), а их присутствие на пятничной молитве запрещено.
Муфтий отметил, что женщины, придерживающиеся католической, баптистской, православной, кришнаитской, бахаистской и других религиозных традиций, свободно проводят свои религиозные обряды в религиозных объединениях.
Женщины в одной из мечетей Дагестана.
Фото с сайта daptar.ru

Женщины шиитского мазхаба также без ограничений посещают джамоатхона (место молитвы) и совершают религиозные обряды.
20 лет назад Худойберди Эгамберди, бывший руководитель отдела фетв и один из членов Совета улемов, объяснял причину запрета посещения женщинами мечетей недостатком места, отсутствием подходящих условий (отдельного места для омовения и отдельного входа для женщин).
По происшествии двух десятков лет и с появлением новых современных мечетей, фетва Совета улемов по-прежнему действует и совершение молитв женщинами в мечетях остается под запретом, что вызывает критику со стороны правозащитных организаций.

Неоднократное совершения хаджа

Саидмукарам Абдулкодирзода также затронул тему повторного хаджа, отмечая, что каждый здравомыслящий человек должен задуматься о том, как найти более подходящие способы получения благодеяний.
Он подчеркнул, что если средства, которые могли бы быть потрачены на повторный хадж, направить на благоустройство, это будет лучшим и благородным делом.
«Вместо повторного хаджа и затрат на последующие поездки в хадж и умру следует выбирать непрерывную благотворительность (садакаи чория), которая приносит постоянные благодеяния. Деньги, потраченные на строительство школы, дороги, мечети или любого другого общественного объекта, от которого люди будут получать пользу, принесут больше и длительное благо», - заявил Абдулкодирзода.


КОММЕНТАРИИ