Каримов бы не одобрил. Десять ключевых изменений времен Мирзиеева » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Каримов бы не одобрил. Десять ключевых изменений времен Мирзиеева

На днях  исполнится два года с момента внезапной смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова. За это время в стране произошли заметные перемены, которые казались невозможными при президентстве покойного. Сегодня наследие Каримова активно пересматривается, в частности уже и официальная пресса подвергает сомнению период его правления, оценивая его как время упущенных возможностей.

Так или иначе, Каримов уходит в историю, к его памятнику в центре Ташкента почти никто не приходит, да если и вспоминают его, то, как правило, недобрым словом.

Но так было не всегда, при жизни Каримов наводил страх и трепет на свое окружение и ослушаться его не мог никто, в том числе и тогдашний премьер Шакват Мирзиёев. Однако став президентом, он в значительной степени пересмотрел «политику Каримова».  

1. Освобождение политических заключенных, узников совести, журналистов
Пожалуй, главным изменением стало поэтапное освобождение из узбекских тюрем ключевых оппонентов каримовской власти, в их числе оппозиционный активист Самандар Куканов, журналисты Салиджон Абдурахманов, Джамшид Каримов, Дильмурад Сайид и многие другие. В эпоху Каримова дела против политиков, активистов и журналистов штамповались почти постоянно, в результате за решеткой оказались сотни человек, главной виной которых было несогласие с режимом. Сегодня международные правозащитные организации констатируют, что Узбекистан стал страной, где нет ни одного журналиста за решеткой. Последний громкий процесс над Бобомуродом Абдуллаевым уже при Мирзиёеве закончился его освобождением в зале суда. Покойный Ислам Каримов такого великодушия не проявлял и своих оппонентов, как известно, не щадил.

2. Ликвидация СНБ и смещение Рустама Иноятова
Мощным ударом по каримовскому наследию стала ликвидация организации, которая наводила ужасы на всех узбекистанцев, — Служба национальной безопасности и отставка ее вечного патрона Рустама Иноятова, которого называли в числе самых приближенных людей Каримова.  Мирзиёев распорядился преобразовать структуру в службу госбезопасности, против десятков высокопоставленных сотрудников СНБ были возбуждены уголовные дела. Сам Иноятов отправлен на почетную пенсию и получил неприкосновенность в статусе сенатора.

3. Решетка для Гульнары Каримовой
Старшая дочь покойного президента еще при его жизни, по некоторым данным, была помещена под домашний арест из-за посягательств на позиции своего отца. Однако этим гнев Каримова ограничился, и лишь после его смерти стало известно, что Гугуша переведена под стражу и получила пятилетний срок заключения. При живом Каримове представить его дочь, сидящую в застенках, все-таки было невозможно, как бы отец не серчал на нее. Поговаривали, что из всех детей он всегда отдавал предпочтение Гульнаре.

4. Открытие дорог, ликвидация блокпостов
Придя к власти, Мирзиёев распорядился открыть замурованные при Каримове центральные дороги Ташкента, так как покойный правитель был помешан на собственной безопасности, поэтому в последние годы его жизни все центральные пути к городу были перекрыты. Сам Каримов ездил также по максимально защищенной от людей «президентской трассе».  Между городами Узбекистана существовали сотни блокпостов, которые Мирзиёев распорядился ликвидировать, чтобы облегчить жизнь водителям.

5. Запрет на принудительный труд, отзыв студентов и школьников с хлопковых полей
Рабский труд детей на хлопковых плантациях был одним из самых болезненных для Каримова вопросов.  За него Ташкент критиковали все международные правозащитные организации, а узбекский хлопок был в черном списке ведущих мировых производителей одежды. В прошлом году в разгар сезона сбора хлопка Мирзиёев отдал приказ вернуть школьников и студентов с полей, правда, впоследствии правозащитники фиксировали отдельные группы молодежи на полях, но это не носило массового, как при Каримове, характера.  Также был введен законодательный запрет на принудительный труд, школьных директоров обязали не заставлять учителей и учеников выходить на так называемые субботники.  Однако, по многочисленным свидетельствам, этот запрет по-прежнему нарушается.

6. Небольшое смягчение цензуры, появление критики на телевидении
При Мирзиёеве оковы цензуры немного ослабли и в узбекских СМИ стали появляться критические сюжеты, в том числе о низком уровне жизни, о произволе полицейских, проблемах гастарбайтеров и другие. Критика, безусловно, дозирована и не затрагивает первое лицо в стране. Вместе с тем при Каримове обсуждать даже «отдельные недостатки» было нельзя. СМИ говорили только о победах и достижениях.

7. Введение свободной конвертации валюты и заграничных паспортов
Ключевой переменой в экономической сфере стало уничтожение «черного рынка» валюты и приведение в соответствие так называемого базарного и официального курса сума к доллару. При Каримове за счет этой разницы значительно обогащалась «верхушка», однако из страны массово стали уходить инвесторы, которые попросту не могли обналичивать деньги по выгодному курсу. Скоро исполнится год, как в Узбекистане обменять валюту по единому курсу можно в банках страны. Также с 2019 года у узбекистанцев появится загранпаспорт, хотя эта норма кажется вполне обычной, но Узбекистан до сих пор входит в очень ограниченное число стран, где право на выезд контролируется местными органами, так называемыми ОВИРами. Их, к счастью, ликвидируют.

8. Возобновление отношений с Турцией и Таджикистаном
Покойный Ислам Каримов практически порвал связи с ближайшими соседями, а также с Турцией, которую он обвинял в укрывательстве оппозиционера Мухаммада Салиха. С Таджикистаном отношения были не простые в силу личных сложных взаимоотношений Каримова и Рахмона. Мирзиёев перевернул эту страницу, и впервые за долгие годы в Ташкенте с официальными визитами побывали и президент Турции, и глава Таджикистана. Заявлено о возобновлении инвестиционных и культурных проектов.

9. Отказ от антироссийской риторики, возвращение советских памятников
В последние годы жизни Ислам Каримов все более резко выступал против колониального советского наследия. В Ташкенте даже появился музей оккупации. Сам Каримов неодобрительно высказывался об узбекистанцах, уехавших на заработки в Россию. Были переименованы десятки улиц с советскими названиями, в учебниках истории период пребывания Узбекистана в составе СССР назывался провальным. Мирзиёев отказался от воинственной риторики и вернул старое название станции метро «Дружба народов», а также восстановил знаменитый памятник семье Шамахмудовых, которые в годы войны приютили десятки сирот. В стране теперь широко отмечается День Победы — с проходом «Бессмертного полка» и полевыми кухнями.

10. Семейный президент, открытый для народа
В отличие от Каримова, Мирзиёев пытается позиционировать себя как более открытого для обычных людей правителя. Так, если Каримов в последние годы почти не появлялся с супругой и дочерьми на людях, Мирзиёев почти всегда с женой и детьми. Он часто проводит селекторные совещания, где слово берут «люди из народа». На телевидении стали появляться фильмы, где Мирзиёева пытаются представить заботливым лидером, думающем о каждом гражданине.

Источник: http://www.ca-portal.ru/article:44754


КОММЕНТАРИИ