Туркменистан снова продвигает Транскаспийский проект. Эксперты говорят, что Ашхабад «беспокоит» Россия » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Туркменистан снова продвигает Транскаспийский проект. Эксперты говорят, что Ашхабад «беспокоит» Россия

Туркменистан снова вносит в повестку дня вопрос реализации проекта Транскаспийского трубопровода, заявив о готовности продолжить сотрудничество с европейскими партнёрами в этом направлении. Эксперты предупреждают, что, если Ашхабад не поторопится и не примет срочных действий в этом вопросе, то проект может вообще не реализоваться.
Туркменистан снова активно начал выражать интерес к проекту, который позволит ему экспортировать свой газ в Европу в то время, как, по всей видимости, Россия начала оказывать всё больше давления на Ашхабад в вопросе энергоресурсов Туркменистана.
Москва, уже полтора года продолжающая необоснованную войну против Украины, в связи с чем подверглась международным санкциям, усиливает попытки диверсифицировать маршруты газового экспорта.
Вице-премьер и министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов 12 августа заявил, что Ашхабад рассматривает Транскаспийский трубопровод не просто как экономически и коммерчески обоснованный проект, но и в качестве ключевого условия обеспечения глобальной энергетической безопасности и устойчивости на основе равного учета интересов и выгод производителей, потребителей и транзитёров энергоносителей.

Глава туркменского МИД, выступая на конференции «Каспийское море – море мира и дружбы», подчеркнул, что за пять лет, прошедших с момента принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, реальных результатов по его выполнению констатировать не приходится. Конвенция, принятая в 2018 году в казахском городе Актау, в том числе определяет правовые условия, связанные с возможной прокладкой Транскаспийского газопровода.
За последний месяц туркменские власти активно начали комментировать вопрос реализации давно забытого Транскаспийского проекта.
На официальном уровне это объясняется усилиями диверсификации экспортных маршрутов энергоресурсов страны.
Но наблюдатели считают, что ситуация связана с тем, что Россия, выступающая против реализации Транскаспийского проекта, возможно переступила «красные линии» относительно интересов Туркменистана, в частности в вопросах его суверенного права на собственные энергоресурсы. Хотя после начала того, как Москва начала полномасштабную войну в Украине, Туркменистан политически сблизился с Россией, объявив её «стратегическим партнёром».
Эксперт по вопросам энергетической безопасности Джон Робертс, внимательно следящий за энергетическим сектором Туркменистана, отметил недавние заявления туркменских официальных лиц, выразивших обеспокоенность по поводу намерений Москвы воспользоваться газопроводом Центральная Азия – Китая для увеличения экспорта российского газа.
«Это было весьма и весьма удивительно. Потому что надо обратить внимание на язык, который туркмены использовали в этом заявлении. То есть туркменская сторона выразила недоумение тем, что никто с ней не консультировался по поводу так называемого «трёхстороннего газового альянса» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, заявив, что такой подход для неё неприемлем. Ашхабад также подчеркнул, что это противоречит нормам международного права. Они в этом заявлении действительно прибегли к жёсткому языку. Это означает, что у Туркменистана есть серьёзные опасения по поводу России. Но, что это за опасения остаётся неясно. Одно ясно определённо, туркмены очень и очень недовольны русскими», сказал Робертс в интервью Азатлыку 15 августа, отметив, что участившиеся заявления по поводу реализации Транскаспийского проекта со стороны Ашхабада, вероятнее всего, связаны с этими опасениями.
Туркменистан выражает намерения по Транскаспийскому трубопроводу ежегодно экспортировать 30 миллиардов кубометров газа, сначала в Азербайджан и Турцию, а оттуда на европейские рынки.

Но эксперты по вопросам энергоресурсов считают, что через существующие инфраструктурные системы это невозможно, а для отправки такого объёма туркменского газа через Азербайджан в Европу необходимо проложить новые газопроводы.
Кроме того, президент Азербайджана Ильхам Алиев, чья страна должна будет выступать одной из участниц данного проекта, недавно скептически высказался относительно возможности строительства многомиллиардного трубопровода без определения его источников финансирования.
«Вы также прекрасно знаете, что сейчас европейские банки прекратили финансирование проектов по ископаемому топливу. Поэтому будет сложно привлечь значительные денежные средства для этого», заявил азербайджанский лидер.
В связи с этим начали звучать предупреждения о том, что, если Туркменистан не предпримет активных и срочных шагов по продвигаемому им самим же Транскаспийскому проекту, Ашхабад отстанет в конкурентной борьбе за европейский энергетический рынок.Бывший посол США в Ашхабаде Аллан Мастард, являющийся сопредседателем американского энергетического стартапа Trans-Caspian Resources, заявил, что, если Туркменистан не начнет активно действовать до того, как Европейский Союз найдет альтернативные источники газа, проект Транскаспийского газопровода станет нежизнеспособным. Слова Мастарда о том, что «окно возможностей быстро закрываются» были процитированы 14 августа азербайджанским изданием Trend.
В частности, он подчеркнул, что туркменские власти, потратившие миллиарды долларов на строительство города Аркадаг, могут себе позволить профинансировать строительство трубопровода по дну Каспия, хоть и сравнительно меньшего масштаба.
Конечно, здесь не идёт речь о полномасштабном Транскаспийском газопроводе. Вместо этого предлагается строительство соединительного газопровода между двумя оффшорными газовыми месторождениями в Каспийском море – Азери-Чираг-Гюнешли в Азербайджане и Банка Ливанова в Туркменистане. Издание «Хроника Туркменистан» пишет, что реализация такого проекта оценивается в 400-600 миллионов долларов.
«Туркменистан также строит «умный город с нуля», общая стоимость которого оценивается в 4,8 миллиарда долларов. Трубопровод стоимостью в полмиллиарда долларов, безусловно, находится в пределах финансовых возможностей Туркменистана, и, учитывая доходы, которые принесет этот проект, это было бы разумной инвестицией», приводит слова посла Мастарда здание Trend.

Эксперт по вопросам энергетической безопасности Робертс считает, что рассматриваемый проект может дать положительные результаты, но для этого Туркменистану наряду с «положительными заявлениями» необходимо предпринять «положительные действия». По его мнению, если Ашхабад сейчас упустит эту возможность, то Транскаспийский проект превратится в несбыточную мечту.
«На это есть свои причины. Европа сейчас столкнулось с двумя проблемами одновременно. Первая связана с нехваткой газа в Европе после того, как [президент России Владимир] Путин вторгся в Украину. Вторая проблема заключается в необходимости сокращения потребления ископаемого топлива в связи с глобальным потеплением. Потребление газа в качестве источника энергии постепенно снижается. В этой ситуации если такая страна, как Туркменистан хочет войти [на европейский энергетический рынок] в качестве нового поставщика, он должен действовать сейчас», отметил Робертс в интервью Азатлыку.
Некоторые эксперты придерживаются мнения, что Туркменистан на самом деле не очень заинтересован в реализации Транскаспийского проекта, а риторикой на этот счёт лежит желание поддержать свою актуальность в международной политике.
Основная часть газового экспорта Туркменистана в данное время приходится на Китай.



КОММЕНТАРИИ