Три значимых события в деле о 67 казнях менее чем за месяц » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Три значимых события в деле о 67 казнях менее чем за месяц

Тысячи политических заключенных были казнены в 1960-е годы, особенно летом 1967 года, в тюрьмах Эвин и Гохардашт в Тегеране, а также в тюрьмах Мешхеда, Шираза, Ахваза и некоторых других городов Ирана по прямому приказу Рухоллы Хомейни и казнены комиссиями. известные как «Комитеты смерти».
Многие из казненных были сторонниками Народной организации моджахедов, а некоторые были сторонниками других левых группировок, попавших в тюрьму в начале 60-х годов.
Дело о политических казнях 1967 года до сих пор открыто, и виновные в этих казнях по-прежнему не подлежат наказанию.
За последний месяц с этим делом произошли три события, которые в некоторой степени делают перспективу справедливого суда по этому делу более ясной.
Смерть без наказания Ибрагима Раиси
Смерть Эбрагима Раиси позволила ему освободиться от суда по важному делу о 67 казнях.
В данном случае Раиси был одним из членов комиссии по смертной казни, которая встретилась с Хосейном Али Монтазери, тогдашним заместителем Хомейни, который возражал против этих казней, чтобы получить разрешение на новые казни.
В 2015 году на сайте Хосейна Али Монтазери был опубликован аудиофайл, посвященный этой встрече, состоявшейся 24 августа 1367 года.
В этом аудиофайле, адресованном нынешним судебным властям, Монтазери назвал казни лета 1367 года «величайшим преступлением Исламской Республики» и заявил, что история осуждает нас за это преступление.

После победы на президентских выборах Раиси в ответ на вопрос о своей роли в суде по делу о смерти 1967 года сказал: "Если прокурор защищает права людей и безопасность общества, его следует хвалить и поощрять". «Я горжусь тем, что защищал безопасность и комфорт, где бы я ни был в качестве прокурора».
После смерти Раиси правозащитники и оппозиция в изгнании в Иране выразили Раиси сожаление по поводу этого инцидента перед судом по обвинению в «преступлении против человечности».
Махмуд Амири-Могадам, директор Иранской организации по правам человека, говорит: «Ибрагим Раиси был символом судебной неприкосновенности преступников и узаконенного отсутствия ответственности в системе Исламской Республики. Помимо того, что он нес прямую ответственность за казнь тысяч политических заключенных в качестве одного из четырех членов комиссии по смертной казни летом 1367 года, в начале шестидесятых годов, в разгар репрессий и казней политических оппонентов, на таких должностях, как прокурор Караджа и Хамедана и прокурора Тегеранской революции, он был ответственен за преступления, масштабы которых еще не всем ясны».
Однако смерть Раиси не означает, что дело о его преступлениях закрыто, и семьи жертв и правозащитники надеются, что однажды его досье будет рассмотрено в компетентном суде вместе с досье других должностных лиц Исламской Республики и совершившие преступления против человечности.
«Подтверждение квалификации» Мустафа Пурмохаммади
Второе событие – подтверждение Советом стражей квалификации Мустафы Пурмохаммади как одного из других членов «Комитета смерти» в ходе нынешней президентской избирательной кампании.
В последние годы Пурмохаммади много раз гордился тем, что выполнил приказ Хомейни о массовых казнях оппонентов правительства.
Например, в 2018 году в интервью, опубликованном как в видео, так и в текстовой версии фундаменталистским еженедельником «Мутлут», он в очередной раз открыто защищал свою роль в казнях 1367 года.
Отвергая Арафака, Пурмохаммади сказал о людях, находившихся в то время в тюрьме: «Мы [не должны] расслабляться [и говорить членам моджахедов Халька]: нет, вы не были на передовой, вы были опорой, вы подслушивали.» «Вы ремонтировали машины... любой, кто находится в линии врага, тот враг... мы должны привлечь к ответственности каждого лицемера».
В пропаганде и литературе властей Исламской Республики членов Народной организации моджахедов называют «лицемерами».
Эти заявления он делал с улыбкой, шутил и вселял чувство ума и мастерства безопасности и интеллекта.

Сейчас, во время предвыборной кампании, Пурмохаммади в пропагандистской программе выступил против членов организации «Народные моджахеды Хальк», в том числе и находящихся в заключении членов этой организации.
В пятницу, 25 июня, этот кандидат на президентских выборах заявил в телевизионной программе, что Народная организация моджахедов планирует «сформировать правительство» с участием тех, кого он назвал «заключенными и другими людьми, а также их сторонниками» после операции, известной как Фороф. Джавидан.
Эти заявления показывают, что Исламская Республика казнила политических заключенных без каких-либо новых обвинений и только на основании своих предубеждений.
Однако он не сообщил новых подробностей казни этих заключенных и не взял на себя ответственности в этом отношении.
В 2013 году во Дворце мира в Гааге, Нидерланды, состоялся суд с участием свидетелей и семей жертв, а также международных судей, и международные судьи назвали 67 казней «преступлением против человечности» в этом деле. суд, в котором не участвовал ни один обвиняемый.
Несмотря на несколько протестов правозащитных организаций, власти Исламской Республики отвергают судебные возражения по этому делу.
Ранее Пурмохаммади заявил в интервью Triangle Weekly: «В то время мы находились в состоянии войны, и в такой ситуации нет необходимости объяснять закон и пересматривать действия того судьи и того судьи».
Свобода после осуждения Хамида Нури
Третьим событием менее чем за месяц в деле о 67 казнях стало освобождение Хамида Нури, вызвавшее широкую реакцию.
Нури, носивший псевдоним Хамид Аббаси, был бывшим помощником в тюрьме Гохардашт во время казней летом 1967 года.
Согласно жалобе правозащитников и оппонентов иранского правительства в шведскую полицию, он был арестован 18 ноября 2018 года, когда прибыл в аэропорт Стокгольма прямым рейсом из Ирана.
Жалоба шведской прокуратуры на Хамида Нури основывалась на доказательствах, связанных с тайной расправой над несколькими тысячами политических заключенных летом 1367 года в тюрьмах Исламской Республики.

В деле Хамида Нури, проходившем в шведской судебной системе 93 заседания, выступили не менее 60 истцов и свидетелей, а также 12 экспертов в области исламской юриспруденции и международного права.
По итогам длительного судебного процесса суд в Швеции в июле 1401 года приговорил его к пожизненному заключению за преступление «грубого нарушения международного гуманитарного права и убийства».
28 декабря апелляционный суд подтвердил приговор Нури к пожизненному заключению.
В марте 1402 года Верховный суд Швеции объявил, что не будет рассматривать апелляцию на приговор Хамида Нури, приговоренного к пожизненному заключению за участие в расправе над политзаключенными летом 2017 года, в связи с чем его пожизненное заключение было приговорено к пожизненному заключению. поддержан.
Азади Нури в первую очередь вызвал протест семей жертв казней шестидесятых годов.
Патриот Исмат, известный как «мать Исмата», 11 членов семьи которого были казнены в 60-х годах, рассказал Радио Фарда, что он был шокирован, услышав новость об отправке Хамида Нури в Иран.
Он сказал: «Это правда, что сегодня у меня разбилось сердце, на глаза навернулись слезы, но я надеюсь на вас, народ Ирана».

Ширин Эбади, Реза Пехлеви, Назанин Фанади, Хамед Эсмаилиюн, Алиреза Ахунди, Абдулла Мехтади и некоторые члены семей заключенных с двойным гражданством в Иране были среди тех, кто осудил освобождение Нури.
Газале Шармехед, дочь Джамшида Шармехеда, двойного гражданина Ирана и Германии, которому грозит смертный приговор в тюрьме Исламской Республики, заявила, что с освобождением Нури «судебные иски» и «правосудие» были украдены у этих семей.
Однако некоторые политические и гражданские деятели подчеркнули, что такая свобода не может разрушить правозащитную ценность приговора Нури и что это «великое достижение» не может быть «отозвано» для движения петиций.
Реза Мойни, один из основателей «Кампании по сохранению Хаварана», также написал в ответ на этот обмен пленными между Ираном и Швецией: «Хамид Нури не был оправдан в честном и справедливом суде с использованием адвоката и права на защиту. , и его приговор не был уменьшен в апелляционном суде. Торговля Хамида Нури с иностранными заложниками не имеет большого значения».
Он добавил: "Стокгольмский суд, опираясь на стандарты универсального правосудия, осудил Хамида Нури за массовое убийство политических заключенных в 1367 году, и эта судебная процедура является важным документом в мире для судебных разбирательств, а также для установления истины и справедливости".
  • Изображение 16x9

    Мустафа Халджи

    Мустафа Халджи — журналист, живущий во Франции. Опубликованы интервью с иранскими и зарубежными писателями, статьи о культуре и цензуре. Книга «Эти тунисцы» — результат его пребывания в Тунисе, между двумя волнами протестов под названием «Зеленое движение» и «Арабская весна»



КОММЕНТАРИИ