Встреча в Самарканде изменит мир: чего эксперты ожидают от саммита ШОС? » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Встреча в Самарканде изменит мир: чего эксперты ожидают от саммита ШОС?

Эксперты считают, что тенденция к расширению является демонстрацией готовности ШОС к углублению сотрудничества и превращения организации в альтернативу "коллективному Западу".
Sputnik, Вадим ПавловВ Самарканде 15 сентября начинается 27-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В Узбекистан съедутся лидеры многих стран и представители авторитетных международных организаций.
Мероприятие обещает стать если не поворотным, то как минимум в заметной сильнейшей степени повлиявшим на формирование дальнейшего мироустройства.
Что накануне старта саммита ШОС говорят и прогнозируют эксперты — в материале Sputnik.

Что значит расширение ШОС?

В ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества статус полноправного членства обретет Иран. С 2005-го года страна находилась в статусе страны-наблюдателя при ШОС.
Аналогичная процедура принятия в полноправные члены, как ожидается, будет запущена в отношении еще одного наблюдателя — Беларуси. Соответственно в ближайшем будущем республика станет десятым членом организации.
Помимо этого, как ожидается, статус партнера по диалогу получат Египет, Катар и Саудовская Аравия, а претендентами на него станут Бахрейн и Мальдивы.
Опрошенные Sputnik эксперты считают, что тенденция к расширению является демонстрацией готовности ШОС к углублению сотрудничества и превращения организации в альтернативу "коллективному Западу".
"Главное, что мы увидим на данном саммите, — это принятие того факта, что мир разделился на две части: "прозападный" и "незападный" миры, — считает директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец. — Во второй "мир" входят страны, желающие добиться повышения темпов роста своих экономик, но не полагающиеся в этом начинании на Запад. Нахождение же в "прозападном" блоке влечет высокие риски превращения страны в некое неоколониальное государство, находящееся под экономическим диктатом Запада. Тогда как "незападный" альянс, группирующийся вокруг ШОС, является гораздо более свободным с точки зрения основ своего формирования и более интересным с точки зрения развития".
Долгие годы Иран не мог получить статус полноправного члена ШОС: сначала этому мешали международные санкции, которые через Совбез ООН сумела продавить администрация Барака Обамы, далее конфликт с Таджикистаном, потом односторонний выход США из "ядерной сделки" и возобновление сильнейшего санкционного давления.
"Многие эксперты, особенно западные, говорили, что Москва и Пекин не хотят дать Ирану место за общим круглым столом из-за его жесткой антизападной, антиимпериалистической позиции, чтобы не превратить ШОС в такое однозначное "Анти-НАТО", — говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Марианна Баконина.
И даже когда год назад было принято решение о принятии Ирана в полноправные члены ШОС, Запад твердил, что этот процесс вступления затянется надолго — как минимум до завершения переговоров в Вене по "ядерной сделке" и снятия односторонних санкций США, продолжает эксперт.
Другими словами, вопрос вступления Ирана, как они прогнозировали, должен был постоянно откладываться, пока Запад не даст разрешение на вступление Тегерана.
"Однако переговоры в Вене не завершены, санкции не сняты, а Иран в рекордно короткие сроки, всего за год, прошел путь от кандидата до полноправного члена ШОС, — говорит Марианна Баконина. — Таким образом, все страны — участницы ШОС, принявшие решение о полноправном участии Ирана в работе организации, показывают всему миру, что они считают односторонние санкции США в отношении Тегерана нелегитимными, для них несущественными. Они однозначно дают понять, что будь то односторонние санкции США, будь то давление Евросоюза или еще что-то — это нелегитимное в понимании государств — членов ШОС решение".
Как отмечает начальник отдела аналитики Исследовательского центра международной торговли и интеграции (ITI) Вячеслав Коломин, ценность ШОС опирается на тот фактор, что организация стала одной из главных структур "незападного" многостороннего взаимодействия.
"Организация уже самим фактом успешного межгосударственного диалога на евразийском пространстве демонстрирует потенциал "незападного" мира к самоорганизации", — заявляет он.
По мнению Алексея Зубца, насущная необходимость для любого нормального развивающегося государства — иметь альтернативную опору тем альянсам, которые формирует сегодня Запад. И именно это притягивает к дверям ШОС все новые и новые государства
"Осознание необходимости альтернативной опоры в биполярном мире — то, что должно окончательно закрепиться в ходе самаркандского саммита", — говорит эксперт.
"В свете текущей ситуации усиление Шанхайской организации сотрудничества выглядит необходимым шагом не только для России, но и для стран, ведущих политику, не соответствующую установленным в одностороннем порядке со стороны США стандартам", — соглашается доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.


КОММЕНТАРИИ