Конституционный суд Кыргызстана отменил право граждан на матчество » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Конституционный суд Кыргызстана отменил право граждан на матчество

Конституционный суд Кыргызстана пересмотрел свое решение и отменил право граждан страны выбирать матчество вместо отчества, сообщает Kloop.kg. Как напоминает издание, 30 июня Конституционный суд вынес решение, что совершеннолетние кыргызстанцы вправе самостоятельно выбирать — оставить в документах отчество или присвоить себе матчество. Теперь же суд в своем решении от 9 ноября указывает, что это вызвало «широкий общественный резонанс в связи с восприятием преобладающей частью населения института матчества в целом как негативного явления, посягающего на моральные устои, ценности и традиции кыргызского народа». «Развитие ситуации после принятия Конституционным судом указанного решения свидетельствует о крайне негативном отношении общества к предлагаемым изменениям высокого порядка социальной реальности и идет вразрез общественным устоям, что подрывает авторитет Конституционного суда и степень доверия общества к конституционному правосудию», - говорится в решении. Решение Конституционного суда разрешить матчество вызвало широкий общественный резонанс, в частности против высказывался глава ГКНБ Камчыбек Ташиев. Это событие вызвало ажиотаж и вопросы в обществе - след феминизма или право матерей-одиночек? А нужно ли нам это вообще? Легализация матчества/матронима в Кыргызстане стала результатом долгих судебных разбирательств с госорганами активистки Алтын Капаловой. Два с половиной года женщина отстаивала свое право не давать своим трем детям имя отца, не принимающего участия в их жизни. В итоге судебная коллегия летом все же признала необходимость разработки института матронима, но лишь для детей, достигших 16 лет. Алтын убеждена, что легализация матронима является важным шагом в вопросах гендерного равенства. Это повышает права женщин и обеспечивает возможность свободно выбирать имена для своих детей. Однако такой выбор «нарушает патриархальные устои». «Почему я должна жить по законам, которые были написаны патриархальными мужчинами, в то время как конституция гласит, что у мужчин и женщин одинаковые права? Так дайте мне их, это мои права. Я просто борюсь за базовые права женщин и за равноправие», - подчеркивала она. Социальные сироты и равные права Так почему же вопрос присвоения материнского имени стал актуальным не где-то на другом конце света, а в Центральной Азии – регионе с патриархальными устоями, устойчивыми и крайне консервативными взглядами и вековыми традициями? Тенденция последних десятилетий, когда трудовая миграция всех без исключения стран ЦА стала обыденным и массовым явлением, в итоге создала проблему социального сиротства. Мужчины в долгой отлучке нередко создают новые союзы, забывая о семье. У детей физически есть отцы, но они не принимают никакого участия в их воспитании. Отсутствие отцов взваливает на плечи матерей всю ответственность за воспитание, а иногда и обеспечение детей. Помимо проблем миграции, каждый год статистика безжалостно говорит и об увеличении разводов. И, как следствие, множество детей остается без отцов. Есть отцы, которые даже при разводе выполняют свои обязательства. Но много и тех, кто разводится не только с женами, но и детьми. Платят копеечные алименты, никак не участвуют в их жизни. Нельзя не отметить, что в последние годы в странах Центральной Азии активно развивается движение за права женщин. Множество программ, поддержка НПО и международных организаций, экономическая активность женщин помогают улучшить ситуацию с гендерным неравенством в регионе. Пример Казахстана, который лидирует в рейтинге среди стран ЦА по уровню гендерного равенства, показывает, что современные женщины, несмотря на патриархальные устои, поддерживают уже совершенно другие ценности, отстаивая право быть полноправным членом общества. А что в Таджикистане? В Таджикистане вопросы получения имени, отчества и фамилии, как и их изменения, регулируются Законом «О государственной регистрации актов гражданского состояния». Так, согласно ст. 19, если у ребенка нет отца, то у матери есть право дать ребенку свою фамилию. Что касается отчества, то при отсутствии отца можно поставить прочерк либо дать любое мужское имя по желанию. Тfкже закон дает возможность ребенку принять самостоятельное решение сменить свои данные, но только после достижения совершеннолетия. Филологи и лингвисты отмечают, что необходимо учитывать и особенности языка. Так, в 2020 году в целях возрождения национальных традиций в Таджикистане запретили использовать русифицированные фамилии и отчества при регистрации имен новорожденных. Теперь отчества для новых граждан страны не должны оканчиваться на -ович, -овна, -евич и -евна. Вместо них используются суффиксы, характерные для таджикского языка: -зод, -зода, -он, -ён и другие. Этот закон не касается представителей национальных меньшинств, проживающих в стране. Также особенностью таджикского языка является и то, что некоторые имена, особенно те, что имеют арабские корни, могут быть вообще как мужскими, так и женскими: Мухаббат, Шуджоат, Муаззам. И если закон дает таджикским матерям больше прав, связанных с имянаречением, то религиозные догмы порой намного сильнее светскости. Многие вопросы общество решает исходя из заповедей священных писаний и в бытовых вопросах опирается именно на них. По словам Саидахмада Каландарова, эксперта по межконфессиональным конфликтам, в Коране есть упоминания матчества. Но исключительно в адрес пророка Исы (Иисуса Христа у христиан). «Более десяти раз повторяется, что Иса - сын Марьям. Однако надо иметь в виду, что у Исы не было отца. В отношении его последователей статус пророка - Иса ибн Марьям неприемлем. В сборниках хадисов (преданиях пророка Мухаммада) также нигде не упоминается матчество», - говорит эксперт. По его словам, традиционно в мусульманском обществе (мусульманская умма) на протяжении более 1400 лет матронимы не практиковались. Но за последние десятилетия эту традицию все же нарушили. Один из ярких тому примеров - знаменитая певица Шабнами Сурайё. Поскольку официально матчество в Таджикистане не предусмотрено, певица взяла его в качестве творческого псевдонима. Должен быть выбор Пример пророка Исы, пусть и единичный, показывает, что в исламе женщина-мать наравне с мужчиной занимает почетное и важное место. Так нужно ли дать выбор – ставить матчество или отчество - и таджикским гражданам? Зулайхо Усмонова, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и права Национальной Академии наук Таджикистана отмечает, что в патриархальном обществе существует весьма почтительное отношение ко всему, что связано с образом отца, это: имя, фамилия, физическое наличие отца, его функции по отношению к детям и другое. «И этот фактор может повлечь за собой стигму в отношении тех, у кого нет отца, или того лица мужского пола, кто замещает отца: деда, дяди, старшего брата. Также нельзя исключать и вероятность буллинга в школе, если у ребенка будет имя матери в качестве отчества. Издеваться над этим могут не только одноклассники, но и некоторые учителя, и таковые у нас, к сожалению, имеются» - говорит Зулайхо. Однако эксперт считает, что если разрешить людям самостоятельно выбирать имя, отчество/матчество, начиная с 18 лет, то это будет отвечать принципу прав человека. Она добавляет, что параллельно с этим, необходима большая разъяснительная работа в обществе и образовательных учреждениях, которая будет направлена на укрепление гендерной чувствительности, преодоление стереотипов и стигмы, присущих патриархальному обществу. «Возможно ли это? Уверена, что да. И у нас есть успешные примеры - это люди, которые смогли повлиять на общественное мнение, и во многом изменить отношение, например, к людям с инвалидностью, детям с аутизмом. Верю, что мы можем поменять отношение также и к матерям-одиночках и детям без отцов», - говорит эксперт. Не всем идея с матронимом по душе. И если единогласные возмущения мужчин вполне понятны, ведь их, как они считают, ущемили в этой ситуации и покусились на «патриархальные ценности» (хотя в каких таких «патриархальным ценностях» было массовое бегство отцов от собственных детей?), то реакция женщин оказалась неоднозначной. Одни считают это нормальным явлением и базовым правом женщины. Если все заботы по воспитанию детей легли на мать, а участие отца ограничилось лишь одним зачатием, то зачем вообще нужно упоминание его в документах? Другие называют это перебором, говоря, что матроним лишний раз подчеркнет, что ребенок растет без отца и таким образом ущемит его достоинство перед сверстниками. И вообще, это будет «выглядеть смешно». В качестве альтернативы можно указать отчество по имени отца или дедушки матери - важно сохранить родовое имя. Были и те, кто свел все эти нововведения с веянием Запада и желанием женщин в очередной раз стать на ступень выше мужчин. В общем, очередной марш феминисток. Но, к слову, матронимы появились очень давно, и их придумали отнюдь не феминистки. А в большинстве западных стран отчества так совершенно не используются. Как бы то ни было, и мужчина, и женщина в современных демократических и светских государствах имеют равные права. Дать своему ребенку отчество или матчество – исключительно выбор каждого родителя и личная история каждой семьи. Главнее другое – каким вырастет ребенок в будущем, а это вовсе не зависит от его персональных данных в метрике.


КОММЕНТАРИИ