Андрей Захватов: «Давайте не будем мешать итальянцам строить плотину Рогунской ГЭС»
16-май, 16:03 Главная / Экономика / ТАДЖИКИСТАН 1 14129 октября 2016 года известная итальянская компания Salini Impregilo, выигравшая тендер на возведение плотины Рогунской ГЭС, дождалась минимального суточного стока реки Вахш и перекрыла его русло. В перекрытии Вахша принял участие Президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Направив водный поток по строительному туннелю, итальянцы приступили к своей основной работе – возведению плотины Рогунской ГЭС. Своим мнением о ближайшей и отдаленной перспективе строительства крупнейшей в Центральной Азии ГЭС с читателями «Иктисодчи» делится российский политический обозреватель Андрей Захватов.
- Андрей Васильевич, сразу зададим Вам главный вопрос – как Вы считаете, выполнят ли итальянцы своё обещание и построят ли Рогунскую ГЭС?
- Ваш вопрос нуждается в уточнении. Как известно, компания Salini выиграла лишь один из четырех лотов – только на возведение плотины. Что же касается строительства здания ГЭС, гидротехнических сооружений на правом и левом берегу, а также монтажа оборудования, - насколько известно, какие-то работы там ведутся, но подрядчики не названы. О многом, что происходит на стройплощадке – мало что известно. Поэтому объявленные итальянцами сроки пуска первой очереди ГЭС и завершения строительства надо считать предварительными.
- Вы полагаете, что ход строительства замалчивается от общественности?
- Я бы так категорично не сказал. В проектировании и в строительстве Рогуна задействованы тысячи специалистов из нескольких стран, проект прошёл экспертизу Всемирного Банка, результаты экспертизы находятся в открытом доступе в сети Интернет, и для специалистов особых секретов нет. Тем не менее, дата перекрытия Вахша 29 октября даже ведущим таджикским СМИ стала известна лишь за четыре дня до этого события.
В конце октября я вылетал в недельную поездку в Таджикистан, где был включен в пул иностранных журналистов для поездки в Рогун, но за день до перекрытия поездку отменили. Тем не менее, ни я, ни мои коллеги ничего не потеряли, поскольку вечером по всем каналам ТВ был показан подробный репортаж. Кроме того, выезжать в Рогун в 4 утра и не иметь там никакой гарантии взять у кого-то из VIP-персон содержательное интервью – такая перспектива многих журналистов не устраивала.
Ряд моих коллег высказывал мнение, что организация пресс-конференции по итогам перекрытия была бы не лишней. Но мне понятно решение пресс-службы Исполнительного Аппарата Президента ограничить присутствие журналистов, поскольку строительство Рогуна сопряжено с рядом нерешенных политических вопросов, а их непродуманная интерпретация в СМИ может осложнить ход строительства.
- Известно, что в конце минувшего сентября украинский инженер-гидростроитель Анатолий Колесниченко, до 2012 года работавший в должности заместителя главного инженера «Рогунгэсстроя» выступил в российском СМИ «Sputnik Тоҷикистон» и предложил использовать при перекрытии Вахша и строительстве 1-й очереди Рогунской ГЭС опыт строительства Нурекской ГЭС. Принято ли его предложение к использованию в Рогуне?
- Строго говоря, строительство любого объекта, тем более крупной стройки – строго регламентировано законодательством, нормами и правилами. В России это Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Какими нормами руководствуются итальянцы – сложно сказать. Видимо, своими, итальянскими.
Предложение Анатолия Колесниченко, исключающее риски аварийных ситуаций на первой стадии строительства плотины Рогунской ГЭС было разработано и передано автором таджикским гидростроителям задолго до прихода в Таджикистан итальянской компании. Называлось это предложение «Сценарий перекрытия реки Вахш в створе Рогунской ГЭС в 2016 году и ввода в эксплуатацию первого агрегата в 2019 году». Однако информации о том, кем и когда это предложение было рассмотрено, автору не сообщили - я специально поинтересовался у него, была ли обратная связь.
- Поясните кратко, пожалуйста, суть его предложения, чтобы было понятно даже не специалистам.
- Чтобы успешно начать и продолжить строительство, каменно-набросную перемычку, которая перекрыла Вахш 29 октября, нужно досыпать до высоты 60 метров. Проводя экспертизу проекта, Всемирный Банк рекомендовал достроить третий строительный туннель, через который можно было бы сбросить в обход плотины половину расчетного паводкового расхода Вахша, равного 6.400 кубометров воды в секунду. Однако по состоянию на ноябрь 2016 года строительный туннель № 3 не готов и строить его нужно ещё не менее 2-х лет. Каков будет летний паводок 2017 года – можно посчитать его вероятность, но точно определить невозможно, и всегда есть какая-то доля риска.
Так вот, пока туннеля № 3 нет, чтобы не допустить летнего катастрофического размыва десятков метров уже отсыпанной плотины, Анатолий Колесниченко предложил понизить высоту перемычки и закрепить бетонными плитами ее низовой откос, что позволит в течение 2 – 3 недель паводка сбросить часть паводковой воды через гребень пока что низкой плотины. В этом случае размыва водой низового откоса и самой перемычки не произойдет, так как расход воды будет перетекать в нижний бьеф по бетону с неопасной неразмывающей скоростью 5 – 6 метров в секунду.
Кроме того, при отсыпке плотины в её центральной части согласно рекомендациям Всемирного Банка нужно возвести преграждающий путь фильтрации асфальто-бетонное ядро и заглубить его в скальное основание плотины. Известно также, что в основании плотины залегает солевой пласт, и риск размыва основания плотины также надо будет исключить специальными техническими мерами.
- А какое проектное решение принято итальянцами? Как они намерены пропустить паводок 2017 года и какова степень риска?
- Как итальянцы думают справиться с паводком в первый год после перекрытия реки – об этом компания Salini, насколько известно, не объявила. Спрогнозировать, какой паводковый расход пройдет по Вахшу летом 2017 года с абсолютной точностью невозможно. И 100-процентной уверенности, что отсыпанную перемычку в будущем году не смоет (как это уже было в 1993 году), конечно же, нет.
Намерены ли итальянцы использовать предложение Анатолия Колесниченко – не известно. Возможно, итальянцы уверены в том, что 2017 год будет годом низких расходов воды в Вахше и не волнуются - чем ниже расход паводка, тем меньше риск. Но вопрос о степени риска – это уже не ко мне, а к инженерам компании Salini. Подрядившиеся строить плотину, именно они отвечают за безопасность принятых решений.
Но, можно гарантированно сказать, что в случае, если паводок 2017 года разрушит недостроенную плотину, это отбросит строительство на несколько лет назад, со всеми вытекающими последствиями, а итальянцы потеряют подряд. Если это произойдет, убедить в будущем Узбекистан согласиться на продолжение строительства Рогуна – будет весьма сложно.
Тем не менее, я считаю, что не надо мешать итальянцам строить плотину. Компания Salini – это не мальчики с улицы, и опыта строительства земляных плотин им не занимать. А руководство Узбекистана, чтобы чувствовать себя спокойно, могло бы направить в Рогун своих специалистов по техническому надзору за качеством и сроками строительства.
- Интересно, почему за строительство плотины Рогунской ГЭС взялись итальянцы, а не россияне?
- Когда речь идет о подряде в несколько миллиардов долларов, любая строительная компания многократно взвесит свои возможности и учтёт все особенности. Консорциум стран, готовых вложить свои финансовые ресурсы в строительство Рогуна, к настоящему времени так и не сложился.
Своих гидроэнергетических инженерно-технических кадров с необходимым для этой стройки опытом у Таджикистана в достаточном количестве нет, и авария в энергосистеме Таджикистана 28 октября, когда вся республика (за исключением Горного Бадахшана) погрузилась во тьму, - тому подтверждение. Построить Рогунскую ГЭС могут только зарубежные компании, с привлечением местных рабочих. Но это, в общем-то, никакая не трагедия. Были бы деньги, условия и возможности для строительства – подрядчик найдётся.
К России же, насколько можно понять, в Таджикистане доверия нет - после того, как российская компания РУСАЛ в 2004 году подрядилась построить Рогунскую ГЭС и, сославшись на ряд противоречий с заказчиком, в 2007 году ушла из Рогуна. Впрочем, в том же 2007 году россияне успешно построили за свой счёт ГЭС «Сангтуда – 1» (насколько это было россиянам выгодно – это другой вопрос).
Кроме того, судя по аварии 2013 года на строящейся Загорской ГАЭС-2 в Московской области, российские гидростроители за последние годы резко снизили свой уровень. Экономика России сегодня в кризисе, да и кадровый состав у россиян – уже не тот, что был в 80-е года XXвека.
- Давайте коснёмся перспектив договоренностей между Таджикистаном и Узбекистаном по проблеме Рогуна. Есть ли, на Ваш взгляд, надежда на то, что Узбекистан согласится с проектом, и не будет возражать против строительства?
- Большинство специалистов в области гидроэнергетики и использования водных и энергетических ресурсов уверены, что кооперация стран Центральной Азии была бы выгодной. Но, на мой взгляд, политика стран региона уже давно вступила в конфликт с экономикой.
После ухода из жизни Президента Узбекистана Ислама Каримова на уровне руководства министерств энергетики и иностранных дел двух стран состоялись первые контакты. Надеяться на потепление отношений, на снятие взаимного визового режима, на восстановление авиасообщения между Таджикистаном и Узбекистаном – можно. Однако никакой конкретики по Рогуну официальные лица не сообщают.
Ожидать продолжения контактов – можно. Но придут ли страны к соглашению о справедливом и совместном использовании топливно-энергетических и водных ресурсов региона в обозримый период – это ещё большой вопрос. Нерешённые проблемы в сфере использования водных ресурсов ни к чему хорошему не приведут. Дело в том, что суммарная численность населения Таджикистана и Узбекистана уже приближается к 40 миллионам человек. Эта цифра ежегодно возрастает примерно на 800 тысяч человек, а площади орошаемой пашни в регионе в расчёте на одного человека уже на критическом уровне. Я полагаю, в руководстве Таджикистана и Узбекистана это хорошо понимают. Так что будем надеяться, что обе стороны придут к взаимопониманию.
Источник: http://www.ca-portal.ru/article:42653
- Андрей Васильевич, сразу зададим Вам главный вопрос – как Вы считаете, выполнят ли итальянцы своё обещание и построят ли Рогунскую ГЭС?
- Ваш вопрос нуждается в уточнении. Как известно, компания Salini выиграла лишь один из четырех лотов – только на возведение плотины. Что же касается строительства здания ГЭС, гидротехнических сооружений на правом и левом берегу, а также монтажа оборудования, - насколько известно, какие-то работы там ведутся, но подрядчики не названы. О многом, что происходит на стройплощадке – мало что известно. Поэтому объявленные итальянцами сроки пуска первой очереди ГЭС и завершения строительства надо считать предварительными.
- Вы полагаете, что ход строительства замалчивается от общественности?
- Я бы так категорично не сказал. В проектировании и в строительстве Рогуна задействованы тысячи специалистов из нескольких стран, проект прошёл экспертизу Всемирного Банка, результаты экспертизы находятся в открытом доступе в сети Интернет, и для специалистов особых секретов нет. Тем не менее, дата перекрытия Вахша 29 октября даже ведущим таджикским СМИ стала известна лишь за четыре дня до этого события.
В конце октября я вылетал в недельную поездку в Таджикистан, где был включен в пул иностранных журналистов для поездки в Рогун, но за день до перекрытия поездку отменили. Тем не менее, ни я, ни мои коллеги ничего не потеряли, поскольку вечером по всем каналам ТВ был показан подробный репортаж. Кроме того, выезжать в Рогун в 4 утра и не иметь там никакой гарантии взять у кого-то из VIP-персон содержательное интервью – такая перспектива многих журналистов не устраивала.
Ряд моих коллег высказывал мнение, что организация пресс-конференции по итогам перекрытия была бы не лишней. Но мне понятно решение пресс-службы Исполнительного Аппарата Президента ограничить присутствие журналистов, поскольку строительство Рогуна сопряжено с рядом нерешенных политических вопросов, а их непродуманная интерпретация в СМИ может осложнить ход строительства.
- Известно, что в конце минувшего сентября украинский инженер-гидростроитель Анатолий Колесниченко, до 2012 года работавший в должности заместителя главного инженера «Рогунгэсстроя» выступил в российском СМИ «Sputnik Тоҷикистон» и предложил использовать при перекрытии Вахша и строительстве 1-й очереди Рогунской ГЭС опыт строительства Нурекской ГЭС. Принято ли его предложение к использованию в Рогуне?
- Строго говоря, строительство любого объекта, тем более крупной стройки – строго регламентировано законодательством, нормами и правилами. В России это Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Какими нормами руководствуются итальянцы – сложно сказать. Видимо, своими, итальянскими.
Предложение Анатолия Колесниченко, исключающее риски аварийных ситуаций на первой стадии строительства плотины Рогунской ГЭС было разработано и передано автором таджикским гидростроителям задолго до прихода в Таджикистан итальянской компании. Называлось это предложение «Сценарий перекрытия реки Вахш в створе Рогунской ГЭС в 2016 году и ввода в эксплуатацию первого агрегата в 2019 году». Однако информации о том, кем и когда это предложение было рассмотрено, автору не сообщили - я специально поинтересовался у него, была ли обратная связь.
- Поясните кратко, пожалуйста, суть его предложения, чтобы было понятно даже не специалистам.
- Чтобы успешно начать и продолжить строительство, каменно-набросную перемычку, которая перекрыла Вахш 29 октября, нужно досыпать до высоты 60 метров. Проводя экспертизу проекта, Всемирный Банк рекомендовал достроить третий строительный туннель, через который можно было бы сбросить в обход плотины половину расчетного паводкового расхода Вахша, равного 6.400 кубометров воды в секунду. Однако по состоянию на ноябрь 2016 года строительный туннель № 3 не готов и строить его нужно ещё не менее 2-х лет. Каков будет летний паводок 2017 года – можно посчитать его вероятность, но точно определить невозможно, и всегда есть какая-то доля риска.
Так вот, пока туннеля № 3 нет, чтобы не допустить летнего катастрофического размыва десятков метров уже отсыпанной плотины, Анатолий Колесниченко предложил понизить высоту перемычки и закрепить бетонными плитами ее низовой откос, что позволит в течение 2 – 3 недель паводка сбросить часть паводковой воды через гребень пока что низкой плотины. В этом случае размыва водой низового откоса и самой перемычки не произойдет, так как расход воды будет перетекать в нижний бьеф по бетону с неопасной неразмывающей скоростью 5 – 6 метров в секунду.
Кроме того, при отсыпке плотины в её центральной части согласно рекомендациям Всемирного Банка нужно возвести преграждающий путь фильтрации асфальто-бетонное ядро и заглубить его в скальное основание плотины. Известно также, что в основании плотины залегает солевой пласт, и риск размыва основания плотины также надо будет исключить специальными техническими мерами.
- А какое проектное решение принято итальянцами? Как они намерены пропустить паводок 2017 года и какова степень риска?
- Как итальянцы думают справиться с паводком в первый год после перекрытия реки – об этом компания Salini, насколько известно, не объявила. Спрогнозировать, какой паводковый расход пройдет по Вахшу летом 2017 года с абсолютной точностью невозможно. И 100-процентной уверенности, что отсыпанную перемычку в будущем году не смоет (как это уже было в 1993 году), конечно же, нет.
Намерены ли итальянцы использовать предложение Анатолия Колесниченко – не известно. Возможно, итальянцы уверены в том, что 2017 год будет годом низких расходов воды в Вахше и не волнуются - чем ниже расход паводка, тем меньше риск. Но вопрос о степени риска – это уже не ко мне, а к инженерам компании Salini. Подрядившиеся строить плотину, именно они отвечают за безопасность принятых решений.
Но, можно гарантированно сказать, что в случае, если паводок 2017 года разрушит недостроенную плотину, это отбросит строительство на несколько лет назад, со всеми вытекающими последствиями, а итальянцы потеряют подряд. Если это произойдет, убедить в будущем Узбекистан согласиться на продолжение строительства Рогуна – будет весьма сложно.
Тем не менее, я считаю, что не надо мешать итальянцам строить плотину. Компания Salini – это не мальчики с улицы, и опыта строительства земляных плотин им не занимать. А руководство Узбекистана, чтобы чувствовать себя спокойно, могло бы направить в Рогун своих специалистов по техническому надзору за качеством и сроками строительства.
- Интересно, почему за строительство плотины Рогунской ГЭС взялись итальянцы, а не россияне?
- Когда речь идет о подряде в несколько миллиардов долларов, любая строительная компания многократно взвесит свои возможности и учтёт все особенности. Консорциум стран, готовых вложить свои финансовые ресурсы в строительство Рогуна, к настоящему времени так и не сложился.
Своих гидроэнергетических инженерно-технических кадров с необходимым для этой стройки опытом у Таджикистана в достаточном количестве нет, и авария в энергосистеме Таджикистана 28 октября, когда вся республика (за исключением Горного Бадахшана) погрузилась во тьму, - тому подтверждение. Построить Рогунскую ГЭС могут только зарубежные компании, с привлечением местных рабочих. Но это, в общем-то, никакая не трагедия. Были бы деньги, условия и возможности для строительства – подрядчик найдётся.
К России же, насколько можно понять, в Таджикистане доверия нет - после того, как российская компания РУСАЛ в 2004 году подрядилась построить Рогунскую ГЭС и, сославшись на ряд противоречий с заказчиком, в 2007 году ушла из Рогуна. Впрочем, в том же 2007 году россияне успешно построили за свой счёт ГЭС «Сангтуда – 1» (насколько это было россиянам выгодно – это другой вопрос).
Кроме того, судя по аварии 2013 года на строящейся Загорской ГАЭС-2 в Московской области, российские гидростроители за последние годы резко снизили свой уровень. Экономика России сегодня в кризисе, да и кадровый состав у россиян – уже не тот, что был в 80-е года XXвека.
- Давайте коснёмся перспектив договоренностей между Таджикистаном и Узбекистаном по проблеме Рогуна. Есть ли, на Ваш взгляд, надежда на то, что Узбекистан согласится с проектом, и не будет возражать против строительства?
- Большинство специалистов в области гидроэнергетики и использования водных и энергетических ресурсов уверены, что кооперация стран Центральной Азии была бы выгодной. Но, на мой взгляд, политика стран региона уже давно вступила в конфликт с экономикой.
После ухода из жизни Президента Узбекистана Ислама Каримова на уровне руководства министерств энергетики и иностранных дел двух стран состоялись первые контакты. Надеяться на потепление отношений, на снятие взаимного визового режима, на восстановление авиасообщения между Таджикистаном и Узбекистаном – можно. Однако никакой конкретики по Рогуну официальные лица не сообщают.
Ожидать продолжения контактов – можно. Но придут ли страны к соглашению о справедливом и совместном использовании топливно-энергетических и водных ресурсов региона в обозримый период – это ещё большой вопрос. Нерешённые проблемы в сфере использования водных ресурсов ни к чему хорошему не приведут. Дело в том, что суммарная численность населения Таджикистана и Узбекистана уже приближается к 40 миллионам человек. Эта цифра ежегодно возрастает примерно на 800 тысяч человек, а площади орошаемой пашни в регионе в расчёте на одного человека уже на критическом уровне. Я полагаю, в руководстве Таджикистана и Узбекистана это хорошо понимают. Так что будем надеяться, что обе стороны придут к взаимопониманию.
Источник: http://www.ca-portal.ru/article:42653