Почему в Узбекистане пропадают люди и как обычные узбекистанцы помогают в их поиске » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Почему в Узбекистане пропадают люди и как обычные узбекистанцы помогают в их поиске

В последнее время мы все чаще видим в соцсетях объявления о пропаже людей, часто – это дети и подростки. Под каждым из таких постов – сотни комментариев, люди спрашивают, что произошло и удивляются, почему в последнее время пропадает так много людей. Сразу появляются и комментаторы, рассказывающие о страшных бандах, режущих людей на органы, или лицах, ворующих женщин для работы в публичных домах.

Что же происходит на самом деле, действительно ли число пропавших в стране растет, а на улицах орудуют преступники? Корреспондент Podrobno.uz поговорил с представителями первого и единственного в стране добровольного поискового отряда UzAlert, который 10 декабря отмечает свой первый день рождения.

Сегодня UzAlert объединяет тысячи неравнодушных граждан по всей стране, для них объявления "Пропал человек! Помогите найти!" – это сигнал к действию. По словам волонтеров проекта, объявления о пропаже действительно появляются часто, пропадают маленькие дети, подростки, старики, молодые мужчины и женщины.

Причины исчезновения бывают разными, ну уж точно не такими, как описывают комментаторы, говоря о педофилах и похитителях органов. По данным МВД, для пожилых людей, это, как правило, смерть в результате несчастного случая или болезни, например инфаркта. Также пенсионеры часто теряются из-за потери ориентации на местности.

Мужчины порой пропадают, чтоб не платить налоги, алименты или долги, а также просто из-за неудовлетворенности семейной жизнью, женщины уходят из семей из–за бытовых проблем, насилия, скандалов и конфликтов, дети и подростки чаще всего убегают в результате жестокого обращения со стороны родителей.

Если говорить точными цифрами, то, как рассказал нам пресс-секретарь МВД Шохрух Гиясов, за 10 месяцев 2021 года в республике было заявлено о 376 без вести пропавших, из них найден 361 человек.

Шохрух Гиясов подтвердил, что к работе МВД часто подключаются добровольцы, при этом они работают на безвозмездной основе, принимая участие в поисках. При этом важно, добавил он, что зачастую помощь неравнодушного человека намного полезнее любой суперсовременной техники.

"За этот год волонтеры поискового отряда UzAlert помогли найти 197 пропавших, 63 из них – это дети. Вся эта работа движется благодаря администраторам отряда и, конечно, волонтерам. Из списка администраторов иногда кто-то выбывает по семейным или другим обстоятельствам, но количество волонтеров по стране, желающих принимать участие в поисках, растет, сейчас их свыше 10 тысяч", – рассказывает основательница отряда Татьяна Волошина.

Сегодня администраторами поискового отряда UzAlert – это Татьяна Волошина, Мария Касимова, Екатерина Галактионова, Ирина Кирчанова, Феруза Ташпулатова, Ильвина Бурханова, Ильмира Имамова, Шохиста Ибрагимова. Они согласовано проверяют и собирают информацию о потеряшке, держат связь с родными и оперативниками, составляют ориентировки, размещают их по соцсетям, в СМИ, приложении Яндекс Го, обзванивают приюты, больницы, детский распределитель, психдиспансер. Кроме того, администраторы осуществляют выезд, контроль групп, круглосуточный мониторинг, отвечают на звонки горячей линии.

По словам участников отряда, проще всего найти человека, если родственники обращаются за помощью в первые же часы после пропажи, пока потерявшийся не попал в другой район города или в другую область.

После получения заявки о пропаже волонтеры UzAlert размещают в соцсетях, а также в СМИ объявления о поиске, параллельно обзванивая больницы, монастыри, морги, псих диспансеры и приюты. На следующем этапе начинается расклейка объявлений по городу с ориентировками пропавшего человека, пеший поиск, выстраивается связь со следственными органами, анализируется информация, полученная от родственников и знакомых.

"Поначалу мы учились у своих коллег из других стран. Нас поддержали Россия – это поисковые организации "Лиза Алерт" и "Регион 95", Казахстан – DPSOK9 и "Лидер", а также волонтеры из Украины и Беларуси. Были случаи, когда мы находили своих земляков за рубежом и наоборот иностранцев у нас", – Ильмира Имамова.

"Потеряшка" – именно так ласково волонтеры называют каждого, кого они ищут. Это слово выбрано не случайно, оно необходимо, чтобы сгладить тревожность и эмоциональный накал происходящего, ведь для поисков нужна, прежде всего, ясная голова. В правилах волонтеров есть еще один важный пункт – не обсуждать семейные отношения.

"Мы строго придерживаемся этого правила. Наша цель – найти человека и всё. Это не наше дело, что произошло в семье, какие там конфликты. Нам важно найти человека, чтобы с ним ничего не случилось, и снова в путь – помогать новым людям и искать другого "потеряшку", – пояснила Ирина Кирчанова.

Глядя в глаза волонтерам, задаешься вопросом – откуда у людей столько доброты, которую они готовы отдавать на безвозмездную помощь людям, не ожидая никаких наград взамен? Что ими движет? Воспитание, жизненный опыт, профессия? Оказалось, у каждого своя история присоединения к этому отряду.     

"Меня зовут Катя. Моя история началась с пропажи одного человека. Так сложилось, что в группе UzAlert в Телеграм я находилась с самого начала ее существования, но сама не участвовала в поисках, просто смотрела ориентировки. В то время я занималась спасением бездомных животных. В конце августа я увидела в группе ориентировку на одного пропавшего дедушку, а потом случайно нашла его на улицах города. Меня попросили постоять с ним до приезда оперативника и родных, в результате я напоила его горячим чаем. У дедушки была нарушена речь из-за перенесенной болезни, он плакал после того, как его нашли, меня это тронуло, так я присоединилась к отряду", – рассказала одна из волонтерок.

Елена тоже стала волонтером случайно. Проезжая на автомобиле, она увидела бабушку, собирающую камни. Несмотря на спешку, Елена сфотографировала это странное поведение, и отправила фото в группу. Администратор Екатерина тут же выехала по локации и отвезла найденную бабушку в правоохранительные органы.

"Самое главное – это быть неравнодушным к чужой беде, к сложной жизненной ситуации, проявить внимание даже, даже если спешите" – отметила Елена.

"Отдельная тема – это подростки, вернее их исчезновение, – сказала Ирина. – Они обычно уходят в силу сложности пубертатного периода, когда запрет на что-то со стороны родителей воспринимается как вселенская несправедливость. Бывает кто-то из них уходит за взрослой и самостоятельной жизнью".

Ситуации бывают разные – у кого-то очень сложные отношения с родителями, нет понимания в семье, другие родители просто не заботятся о ребенке, а кто-то, наоборот, слишком сильно опекает, есть те, кто избивает. В результате дети бегут от такой обстановки в доме.   

"Обычно детей находят у друзей. Иногда у подростков получается найти заработок, они снимают себе квартиру или комнату. Таких уже найти сложнее. Как правило, после нахождения ребенка, он не раскрывает, где и у кого был, дети не делятся тем, кто помогал им спрятаться", – продолжает Ирина.

Волонтеров часто спрашивают: "Зачем искать тех, кто сам ушел из дома?". Они отвечают – каждый заслуживает шанса быть найденным, на руку помощи. Важно найти и удостоверится, что человек жив и здоров, а дальше пусть он сам и его родственники решают, как будет развиваться ситуация.

"После нахождения мы связывали детей и родителей с психологом, чтоб он проработал эту проблему, предотвратил новый побег. Если выясняется, что к ребенку применяется насилие, то мы обязательно передаем это дело на контроль ГУВД", – заметила Ирина.

По словам волонтеров, каждая история поиска – особенная. Есть, к примеру, пожилые люди, которые просто вышли за хлебом и потерялись. Это, как правило, пенсионеры, страдающие деменцией. Они очень непредсказуемы.

"Такие люди часто не отдают отчёта своим действиям. Уходят из дома в чем были: в халате, тапочках даже в холодную погоду", – рассказывает еще одна волонтерка Феруза.

"У нас есть одна печальная история – бабушка, страдающая деменцией, периодически теряется. Иногда, выходя на улицу, она идет искать свою маму. Ее родственники уже не раз говорили, что мама умерла 20 лет назад, но она все равно одержима желанием найти ее", – отметила Феруза.

На мой вопрос – "Реже всего пропадают мужчины среднего возраста?" – лицо Ферузы озаряется легко улыбкой. "Скорее всего просто мало обращаются по поводу зрелых мужчин. Все привыкли, что мужчина потеряться не может, его ждут неделю и только потом бьют тревогу. Но, обычно они сами возвращаются домой в течение недели", – отметила собеседница.

Здесь хочется отметить, что все люди, состоящие в UzAlert, – это волонтеры, и все, что они делают – от чистого сердца и без какой–либо материальной выгоды.

"Волонтер – это человек с доброй волей, который может состоять сразу в нескольких группах, где нужна помощь. Получается, что ты проводишь время в Интернете, не просто листая новости или занимаясь саморазвитием, ты еще дополнительно делаешь доброе и полезное дело. И благо, что есть глобальная сеть, в которой много желающих помогать", – рассказала другая волонтерка Шохиста Ибрагимова.

По словам Ирины, в UzAlert всегда рады людям, которые готовы помочь. Многие приходят как раз благодаря ориентировкам, понимая, какое это важное и полезное дело.

"Мы рады всем. Кстати, ваше Агентство новостей Podrobno.uz – тоже волонтеры и я лично познакомилась впервые с UzAlert через ваш сайт, увидела там ориентировку на "потеряшку", – отметила Ирина.

Хочется надеяться, что это движение в нашей стране будет только развиваться, ведь, к сожалению, люди будут продолжать пропадать, а правоохранительная машина не всегда может гибко подходить к поискам пропавших, путаясь в своих бюрократических процедурах. Ведь это и есть настоящее проявление гражданского общества, когда ты, не прося ничего взамен, просто предлагаешь чужим для тебя людям свою посильную помощь. Этим людям не нужны подарки и грамоты, похвала чиновников и слава, они просто делают важное дело, показывая пример всем нам.      

Как сделать так, чтобы люди перестали теряться? – спросили мы у команды в конце разговора. "Вопрос простой и сложный одновременно. Нет уникальных рецептов. Жизнь многогранна и сколько семей, столько случаев пропажи людей", – заключила Ирина.


КОММЕНТАРИИ