Узбекско-киргизский пограничный Рубикон: на кону – жизнь людей » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Узбекско-киргизский пограничный Рубикон: на кону – жизнь людей

Киргизско-узбекскую границу 7 апреля окропила кровь 34-летнего киргизстанца. Фархад Мырзалыков был убит узбекским пограничником при незаконном переходе межгосударственного рубежа. Кажется, налаживающийся процесс стабилизацииобстановки в пограничной сфере Узбекистана и Киргизии подвергается проверке на жизнеспособность. Своевременное устранение факторов его торможения – веление времени и повышение вероятности предотвращения новых трагедий.

Как Мамай прошел
Существует две версии случившегося. Версию «стрелявшей» стороны изложил портал «Газета.uz», сославшись на пресс-службу пограничных войск Службы государственной безопасности РУз. В ее изложении инцидент произошел примерно в 7:30 на территории приграничного села Мамай Янгикурганского района Наманганской области. «Военнослужащие пограничных войск Узбекистана, – сообщает издание, – были вынуждены принять меры по задержанию нарушителя границы из Кыргызстана, который не подчинился требованиям остановиться и проигнорировал предупредительные выстрелы в воздух, после чего скрылся на территории соседней страны». Источник в правительстве Узбекистана расширил для «Газеты.uz» информацию, уточнив, что «мужчину, незаконно пересекшего границу, на территории Кыргызстана ждала машина. Там раненого подхватили и отвезли в больницу».

Версию вторую предложил отдел по связям с общественностью и СМИ Погранслужбы Киргизии, который заявил, что пограничники соседней страны применили оружие в отношении киргизского гражданина – жителя села Курулуш Аксыйского района Джалал-Абадской области. В своей интерпретации происшедшего киргизские пограничники утверждают, что Фархад Мырзалыков получил ранение, находясь на территории своей страны, направляясь в сторону киргизского населенного пункта Мамай.

Реальность такова: границей между двумя государствами в этой местности служит самый обычный арык, который протекает по сельской улице. Таких пограничных разграничений у двух стран-соседок немало, часто, а это в сумме 200 километров, они не определены в двухстороннем порядке. Граница рассекает населенные пункты, проходит по арыкам, огородам, садам жителей, живущих в приграничной зоне, внося в их жизнь существенные трудности.

По сообщениям киргизских СМИ, Мырзалыков возвращался от родственников, проживающих в Узбекистане, «просто перешагнув этот арык. В этот момент его догнали узбекские пограничники. Один из них выстрелил в него уже на территории Кыргызстана, и собирался оттащить смертельно раненого человека на территорию Узбекистана».

Портал «Кыргызмаданият», разъясняя ситуацию в узбекско-киргизском приграничье, привел высказывание, опубликованное в блоге жителя приграничного города Кербен Джалал-Абадской области Адылжана Шамшиева. В нем есть такие строки: «А село Мамай – это вообще абсурд. Сосед напротив живет на территории Узбекистана. Дорога общая, перешагнешь арык – попадешь в соседнее государство. Годами соседи, родственники не могут посещать друг друга. Их разделяет сельская дорога в три-четыре метра и хмурые пограничники. Бывает, и огородами соседствуют. Очень сложно жить в Мамае. Чуть дальше есть узбекское село Устукан. Знаю человека, чей сын живет в селе Заркент. И вот этот сын раньше ездил в Кадамжай (Баткенская область. – Ред.), преодолевал сотни километров, чтобы навестить отца. А их дома напротив друг друга. Но ходить нельзя. Когда все это решится? Примите быстрее меры по решению вопроса пересечения границ».
 В комментариях к одной из многочисленных информаций в СМИ, касающейся гибели киргизстанца, уже узбекистанец задает вполне обоснованные вопросы: «Пограничники могли ведь подпустить ближе и схватить. Зачем убивать-то, если [человек] не вооружен и не представлял опасность? Разве наши не нарушают границы соседей? Как отреагировали бы мы, если бы их тоже убивали?»

 Как и положено в подобных случаях, МИД Киргизии в день инцидента направил ноту в адрес МИД Узбекистана с просьбой информировать об обстоятельствах произошедшего, премьер-министры двух стран обсудили произошедшее по телефону и договорились о встрече глав двух пограничных служб, которая состоялась 9 апреля. По ее итогам был подписан протокол, в котором стороны обязались обеспечить неукоснительное соблюдение, а также реализацию межправительственных соглашений по пограничным вопросам, ранее достигнутых решений и договоренностей руководителей пограничных ведомств Киргизстана и Узбекистана. Вопрос, почему раньше не соблюдали договоренности, остался открытым.

Киргизский эксперт Марс Сариев назвал нынешний инцидент «чистой случайностью», который не повлияет на отношения между Ташкентом и Бишкеком. Тем не менее в январе уже произошла такая же случайность: узбекские пограничники применили оружие по пастуху, зашедшему на территорию их страны, ранив его.
Вроде бы и хан Мамай не ходил по здешним местам, но ситуация выглядит тревожной – государственная граница не определена в правовом отношении, в этой связи человеческий фактор не принят на учет, и нет-нет, да стреляют. Печально, стреляют-то по людям мирным.

Зачем «Саид» убил людей?
В 2010 году пограничники Узбекистана и Киргизии договорились, что применять оружие в отношении нарушителей границы они не будут, если не будет угрозы жизни военнослужащим. По этому случаю подписали протокол.
Но стрельба по живым мишеням продолжилась, благо что не на всем протяжении почти 1,4 тыс. километров узбекско-киргизской границы. В последние годы здесь не отмечено проникновений бандформирований, которые бы привели к ситуации, аналогичной Баткенской баталии 1999 и 2000 годов. И тем более не было вооруженного противостояния двух государств. Поэтому удивительно, что вокруг этого участка государственной границы сложился ореол «стреляющей».

В попытке разобраться в ситуации обратимся к суровой статистике, отмеченной СМИ. 27 мая 2011 года около полудня на участке пограничной заставы Сакалды в районе населенного пункта Чонбагыш Ноокенского района Джалал-Абадской области Киргизии в 10 метрах от линии государственной границы пограничный наряд Узбекистана применил оружие против 39-летнего киргизстанца. Мужчина, находившийся в нетрезвом состоянии, получил ранение в спину и скончался в больнице, не приходя в сознание.
17 июля 2012 года на участке пограничной заставы Кок-Таш Баткенского пограничного отряда Киргизии узбекские пограничники открыли огонь по киргизским военнослужащим. Поводом для стрельбы послужил разгоревшийся конфликт на автотрассе Кок-Таш–Булак-Баши. В результате были застрелены киргизский пограничник и местный житель.

6 сентября того же года на участке погранзаставы Тоо-Моюн в местности Анарбак Ноокатского района Ошской области киргизский гражданин углубился на территорию Узбекистана на несколько сот метров. Нарушитель требованиям узбекского пограннаряда не подчинился, в результате чего в отношении него было применено оружие. Киргизстанец погиб на месте. Говорят, был пьян, но это не повод для стрельбы.

4 января 2013 года на участке погранзаставы Ак-Буура в местности Сура-Таш Кара-Суйского района узбекскими пограничниками был ранен 25-летний житель Ошской области. Сообщалось, что раненый киргизстанец был перемещен на территорию сопредельного государства, в больнице которого скончался.

20 июня 2013 года на участке пограничной заставы Марказ Баткенского пограничного отряда в местечке Гулпиян в результате конфликта узбекский пограничник застрелил гражданина Киргизии. По свидетельству очевидцев, пограничник выстрелил мирному жителю в спину, раненый пытался скрыться в своем доме, но его догнали и убили выстрелом в голову.
13 ноября 2014 года в местности Озок Ала-Букинского района Джалал-Абадской области произошел идентичный случай. Комитет по охране государственной границы Службы национальной безопасности РУз заявил, что оружие в отношении киргизского гражданина было применено после его отказа выполнить требования пограничного наряда.

12 мая 2015 года трое граждан Киргизии на трех грузовых автомашинах пытались вывезти овощи и фрукты из соседней страны вне пункта пропуска. Узбекские пограничники в ответ на отказ выполнить требование остановится применили оружие, ранив одного из контрабандистов, позднее скончавшегося в больнице узбекского села Сох.

Заметим, что киргизская сторона не оставалась безответной. 23 июля 2013 года в местности Жетизагара Аксыйского района произошла перестрелка между пограничными нарядами. На этот раз узбекские пограничники не подчинились требованиям киргизстанцев. Последние оказались в «лучшей» стрелковой форме – один военнослужащий Узбекистана был убит. Узбекские СМИ тогда сообщили: «На территории Наманганской области произошел очередной кровавый инцидент, виновником которого, как всегда, стали пьяные кыргызские пограничники».

В фильме «Белое солнце пустыни» курбаши спрашивает одного из героев: «Зачем ты убил моих людей, Саид?» Ответа не последовало, так же как не увидел зритель и обеспокоенности «за своих людей» на лице басмаческого главаря.
Но времена-то нынче иные. На государственной границе государственные люди должны мыслить по-государственному. Поэтому следует менять психологию всех, кто живет, работает, служит в приграничье. В противном случае стрельбы по человеческим судьбам не избежать.

Президентским курсом
5 сентября 2017 года президенты Узбекистана и Киргизии подписали в Бишкеке договор, определивший основную часть линии государственной границы между двумя странами. Этот факт был назван историческим событием. Стороны также договорились и по вопросу межрегионального сотрудничества. В ноябре того же года в силу вступило межправительственное соглашение, конкретизировавшее взаимодействие приграничных регионов в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах. Сам по себе документ должен способствовать стабилизации ситуации в пограничной сфере стран-соседок.

Во время декабрьского, 2017 года визита президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова в РУз узбекский лидер Шавкат Мирзиёев, отмечая результаты активно развивающегося узбекско-киргизского сотрудничества, произнес: «Между нами не должно существовать границ, и нам надо идти только вперед на совершенно другом уровне. Уверен, мы найдем точки соприкосновения, а имеющиеся проблемы решим. Особенно жители приграничных районов ждут этого от нас».

По логике вслед за усилиями лидеров государств должна была последовать реакция со стороны всех структур, реализующих государственные интересы на государственной границе. Стоит заметить, что такие меры, как выработка единой линии поведения пограничных нарядов, совместное несение ими пограничной службы, установление порядка применения оружия на границе, разъяснение населению приграничных регионов особенностей поведения в пограничных зонах, всегда считались первоочередными, особенно при организации охраны несогласованных и незакрепленных в международно-договорном отношении участков государственной границы. Узбекско-киргизской границы это почему-то не коснулось, пока не прогремели роковые выстрелы. Вероятно, и проблема контрабанды попадет в поле зрения часовых границы и правоохранителей после того, как механизмы борьбы с коррупцией, запущенные президентами Узбекистана и Киргизии, наберут максимальные обороты.

Но нужно помнить, что курс президентов двух стран на превращение узбекско-киргизской границы в рубеж дружбы никто не вправе отменять. Рубикон пройден – на карте перспектива добрососедских отношений соседних государств и народов.

Иван ЛАРИН


КОММЕНТАРИИ