Кыргызстан: правозащитница борется за освобождение инсулинозависимого заключенного » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Кыргызстан: правозащитница борется за освобождение инсулинозависимого заключенного

Правозащитница Индира Саутова сообщила АССА, что уже несколько месяцев безуспешно борется за освобождение своего подзащитного, страдающего диабетом II типа.

На прошлой неделе юрист обратилась в спецпрокуратуру с просьбой провести прокурорскую проверку по соблюдению прав и свобод ее клиента — Музафаржона Абдулхамидова.

«Он страдает сахарным диабетом 2-го типа. В целях обследования и уточнения диагноза 07.10.2021 года Абдулхамидов был переведен в ЛИУ №47. В ходе пребывания в ЛИУ №47 при содействии родственников Абдулхамидов был вывезен для осмотра узкими специалистами в диагностический центр ЮРФА. […] По итогам обследования специалистами гражданского здравоохранения осужденному установлен окончательный клинический диагноз: диабетическая сенсорная полинейропатия нижних конечностей, диабетическая непролиферативная ангоретинопатия обоих глаз», — говорится в обращении.

Согласно законодательству КР, осужденные, страдающие от тяжелых неизлечимых заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, а к ним относится и сахарный диабет, могут быть освобождены от дальнейшего пребывания в тюрьме.

Однако, как пишет в обращении Индира Саутова, администрация учреждения, где отбывает срок Абдулхамидов, до сих пор самостоятельно не инициировала вопрос предоставления необходимых медицинских документов для их рассмотрения специализированной врачебной комиссией (СВК).

Отметим, по законам КП, если здоровье тяжелобольного заключенного ухудшается или курс лечения неэффективен, то лечащий врач представляет необходимые медицинские документы на рассмотрение СВК. Если выявляются заболевания, указанные в Перечне заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, то уже СВК представляет материалы на рассмотрение специальной медицинской комиссии (комиссия Службы исполнения наказаний (СИН)). СМК проводит медосвидетельствование и представляет свое заключение руководству учреждения, где осужденный отбывает срок. Дальше уже чиновники СИН в установленном порядке направляют в суд заключение СМК, личное дело осужденного и его историю болезни, а суд принимает решение – освободить тяжело больного или оставить в тюрьме. На все это по закону отводится 15 дней.

«Мое обращение в спецпрокуратуру пока не дало никаких результатов. В СИН пообещали, что оформят Абдулхамидова в больницу, но до сих пор не сделали этого», — говорит Саутова.

Как рассказала юрист, ее подзащитный некоторое время не получал инсулин, находясь в закрытом учреждении, поскольку является гражданином РФ (он уроженец КР, но был в трудовой миграции и поменял гражданство несколько лет назад).

Саутова направляла запрос в Министерство здравоохранения и получила ответ, в котором фактически подтверждается, что у инсулинозависимых заключенных в КР нет доступа к инсулину в тюрьмах.

«Для пациентов с сахарным диабетом, имеющих гражданство КР, находящихся в учреждениях ГСИН КР, согласно Программе государственных гарантий, медицинская помощь и выдача лекарственных препаратов также осуществляется бесплатно при наличии направления от лечащего врача. Данные препараты могут получить родственники по месту диспансерного наблюдения пациента или после письменного обращения медицинской службы ГСИН КР в МЗ КР. […] Для иностранных граждан, находящихся в учреждениях ГСИН, предоставление медицинских услуг в настоящее время вызывает ряд трудностей в силу отсутствия НПА и межправительственных соглашений в области предоставления медицинских услуг по сахарному диабету».

После обращения Саутовой в СМИ Абдулхамидову стали предоставлять инсулин по месту отбывания наказания. Однако его здоровью уже был нанесен серьезный ущерб, и сегодня мужчине, как утверждает юрист, очень сложно передвигаться и у него сильно село зрение.

«Я опасаюсь, что мой подзащитный так и умрет, не дождавшись, пока чиновники исполнят закон. Потому что такое уже случалось в учреждениях СИН», — говорит правозащитница.

18 февраля 2022 года стало известно, что в колонии №47 умер 60-летний заключенный, страдающий сахарным диабетом.

В пресс-службе СИН эту информацию подтвердили, отметив, что предварительная причина смерти «сердечная недостаточность и сахар», пояснив, что покойного не успели представить к медицинскому освидетельствованию тяжело больных заключенных.

Ранее, в январе 2020 года, в возрасте 45 лет в тюрьме скончался Бахадыр Джураев. Согласно справке, причиной смерти стала хроническая ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет.

Он отбывал заключение в колонии после того, как был признан виновным в участии в массовых беспорядках и приговорен к лишению свободы сроком на 25 лет с конфискацией имущества.

Правозащитники боролись за восстановление его прав, признания его жертвой пыток и пересмотр его дела. В 2012 году была направлена жалоба в Комитет ООН по правам человека, а в апреле 2019 года адвокаты добились снижения срока до 18 лет.

В заключении Джураев перенес две операции, у него началась гангрена пальцев на ногах, появился сахарный диабет второго типа, гипертония. В последний год своей жизни он передвигался с трудом, страдал от постоянных болей. Умер, не дождавшись решения Комитета ООН о пересмотре своего дела.


КОММЕНТАРИИ