Казахстан: КНБ препятствует расследованию январских событий » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Казахстан: КНБ препятствует расследованию январских событий

Правозащитница Айман Умарова обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с просьбой исключить сотрудников Комитета национальной безопасности из межведомственной следственно-оперативной группы, расследующей события кровавого января в Казахстане. Она также попросила изъять имеющиеся в производстве КНБ дела и передать другому органу, поскольку сотрудники КНБ препятствуют расследованию.

Напомним, в первой декаде января во всех крупных городах Казахстана прошли митинги против повышения цен на газ, которые затем в ряде регионов, в том числе и в Алматы, переросли в беспорядки. Так, по данным генеральной прокуратуры только в Алматы в беспорядках принимали участие порядка 30 тысяч человек. Согласно последним данным, во время беспорядков погибло 230 человек. В производстве генеральной прокуратуры находится 3660 уголовных дел, возбужденных против участников этих событий. 62 человека уже приговорены к различным срокам. По фактам пыток и превышения должностных полномочий генпрокуратурой ведется 243 досудебных расследования. В общей сложности во время беспорядков было похищено свыше 3 тысяч единиц оружия. Правоохранительным органам удалось найти только треть из похищенного оружия. Ущерб от январских погромов по всей стране составил порядка $200 миллионов.

«Порядка 3,5 тысяч сотрудников правоохранительных органов получили во время беспорядков различные ранения, но даже тогда против митингующих не применялись силовые методы, — заявил в парламенте Казахстана генеральный прокурор Берик Асылов. — Они до последнего пользовались спецсредствами нелетального действия: свето-шумовыми гранатами, резиновыми пулями. Но это было воспринято, как слабость. Толпа нападала на полицию и солдатов, используя огнестрельное оружие и подручные средства. Конечной целью этих беспорядков являлся насильственный захват власти. Чтобы остановить этот терроризм сотрудники правоохранительных органов вынуждены были применить оружие. Могли наступить необратимые последствия — вплоть до потери государственности».

По словам генерального прокурора, январские события состояли из нескольких волн. Первой волной были мирные протестующие, у которых не было никаких стычек с полицией. Наоборот, подчеркнул Асылов, власти предоставили людям все возможности для проведения мирного митинга. Однако затем среди протестующих стали появляться провокаторы, которые стали вступать в конфликты с полицией. Это была вторая волна. Затем к митингующим присоединились криминальные элементы — третья волна. С их появлением начались погромы и поджоги, чем воспользовалась четвертая волна — радикалы, которые устроили точечные атаки по правоохранительным и государственным объектам.

«Все действия были скоординированы. Налицо — хорошо спланированная акция», — отметил генпрокурор.

Он также сообщил, что в прокуратуру после январских событий поступила 301 жалоба на недозволенные методы следствия.

«По ним возбуждено 243 уголовных дела — по пыткам и превышению власти, в антикоррупционной службе — 234 уголовных дела. Это их прямая подследственность по уголовно-процессуальному кодексу. Девять наиболее резонансных случаев и там, где задержанные скончались в СИЗО, расследуются спецпрокурорами. В рамках указанных дел задержаны 9 должностных лиц — из них 8 сотрудников Комитета национальной безопасности и 1 полицейский. Все они арестованы. В их числе и те, кто подозревается в использовании утюга в здании полиции Алматинской области. В Алматы шесть сотрудников полиции подозреваются в применении пыток к 24 задержанным гражданам. В результате все потерпевшие получили телесные повреждения, а один человек умер. Еще двое сотрудников департамента КНБ по Алматинской области подозреваются в нанесении побоев ранее задержанному в изоляторе временного содержания, от которых он скончался. Расследование продолжается», — рассказал генеральный прокурор.

В своем выступлении перед депутатами главный прокурор республики сообщил и о жертвах январской трагедии.

«Погибло 230 человек. Среди них 19 военных и силовиков. Больше всего погибло в Алматы — 139 человек. Было установлено, что при отражении штурма административных зданий было ликвидировано 86 нападавших. По 53 погибшим обстоятельства смерти выясняются — они обнаружены на территории города с различными ранениями: 48 — с огнестрельными, 2 — с ножевыми, 3 — с другими травмами и ожогами. На сегодня мы точно знаем о гибели 20 мирных граждан, которые случайно попали под обстрел. Из них 11 — в Алматы, 8 — в Алматинской области и 1 в городе Таразе. Среди них те, кто попал под перекрестный огонь, есть погибшие от рук погромщиков, а также те, кто не подчинился требованиям военных на блок-постах», — отметил Асылов.

Следует отметить, что в числе погибших, о которых упомянул генеральный прокурор, есть также члены семьи Сагындыковых.

«В настоящее время военно-следственным управлением министерства внутренних дел расследуется уголовное дело по факту убийства членов семьи Сагындыковых сотрудниками управления специального назначения КНБ. Расстреляны члены семьи из семи человек. Двое из них погибли на месте, один был ранен. КНБ препятствует расследованию данного дела, просим расследование передать спецпрокурорам», – обратилась к депутатам присутствовавшая на заседании парламента руководитель общественной комиссии по расследованию январских беспорядков адвокат Айман Умарова.

По словам Умаровой, повышение цен на газ стало триггером январских событий. Однако их истинной причиной являлись несменяемость власти в Казахстане, коррупция, безмерная власть олигархата и потеря доверия общества к судам и правоохранительным органам.

«Особенно хочется обратить внимание на деятельность Комитета национальной безопасности, руководство и сотрудники которого де-факто обладали безграничной властью не только над другими правоохранительными органами, но и над прокуратурой и даже судами. К январским событиям готовились минимум два года. Многие ошибочно полагают, что все началось с мирных митингов, но на самом деле все началось намного раньше. Судя по тому, что происходило, беспорядками профессионально руководили не только гражданские лица, но и сотрудники спецслужб, а также криминалитета», — заявила Умарова.

По ее словам, есть много сведений, прямо или косвенно указывающих на причастность сотрудников Комитета нацбезопасности к январским событиям, в том числе крышевание криминальных групп, крышевание бизнеса, контроль за потоками контрабанды наркотиков и наличных денег из-за рубежа, обеспечение пересечения границы радикальными лицами под видом этнических казахов, контроль над СМИ и так далее.

«С приходом к власти Касым-Жомарта Токаева в стране стали проводиться различные социальные и политические реформы. Особое внимание стало уделяться правам человека, что для КНБ, обладающего безграничной властью и держащего людей в терроре, было неприемлемо. Возможно, именно поэтому мирные митинги были использованы в других целях», — подчеркнула Умарова.
Напомним, как уже сообщал АССА, после январских событий в Казахстане были арестованы ряд высокопоставленных чиновников, в том числе и председатель Комитета национальной безопасности Карим Масимов. Его подозревают в государственной измене и коррупции.

«Уважаемые депутаты! Если вы послушаете выступления руководителей правоохранительных органов, то не услышите, что против Масимова, его заместителей и руководителей территориальных департаментов были зарегистрированы уголовные дела по актам терроризма. Каковы причины, если есть все основания для этого? Прокуратура, видимо, считает, что нельзя их обвинять в терроризме только потому, что эти люди не присутствовали на месте беспорядков. Но мы полагаем неправомерным, что уголовное правонарушение вменяется только исполнителям актов терроризма, а про организаторов забывают»! — отметила адвокат.


КОММЕНТАРИИ