Система дышит на ладан. Почему в Узбекистане может наступить мусорный коллапс » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Система дышит на ладан. Почему в Узбекистане может наступить мусорный коллапс

Система переработки мусора в Узбекистане практически дышит на ладан. Предприятия не могут получить деньги за вывоз мусора, юридические лица отказываются заключать с ними договоры, мусор разворовывается еще до прихода на переработку. Если ситуация не улучшится, то через несколько месяцев мусорные кластеры просто перестанут работать и стране грозит мусорный коллапс. Об этом в интервью проекту Alter Ego рассказали руководители нескольких кластеров по переработке мусора.

Бедный и богатый мусор
Мусор бывает бедным и богатым. С научной точки зрения это называется морфологический состав мусора. В областях морфологический состав ниже из-за того, что уровень жизни на селе хуже, чем в городах.

Сейчас переработчикам мусора достается очень бедный мусор, так как большое количество людей – бомжи, цыгане, люди, которые работают на мусоросборочных пунктах – занимаются нелегальным сбором отходов. Эти люди собирают металл, пластик, стекло и другие полезные вещи, чтобы потом сдать их и получить деньги. Это уже непросто отдельные маргиналы, а выстроенная система незаконных отношений.

Если по статистике в мире в мусоре до 40% полезного объема, то в Узбекистане – не больше 4%. Кластерам практически ничего не остается, это значит, что никакой переработки нет.

Тарифы на мусор
По словам руководителей кластеров, ситуация в сфере сейчас критическая. Это происходит потому, что собираемость обязательных платежей за мусор со стороны населения очень упала, особенно в регионах. Кроме того, многие юридические организации, которые производят мусор, просто отказываются заключать контракты на вывоз мусора. Из-за того, что хромает первый этап этого цикла, то есть оплата, хромают и все остальные.

Кластеры не могут вовремя собрать плату за мусор, в результате это не позволяет им вовремя заплатить зарплату сотрудникам, купить новые мусоросборочные машины, произвести ремонт работающей техники.

Хуже всего, то, что сейчас нет ответственного за сбор денег за мусор. До 2018 года это делали сами мусороперерабатывающие предприятия, затем процесс отдали Бюро принудительного исполнения, а с 2020 года все повисло в воздухе. Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды должен подавать в суд на население, которое не платит, но система не работает. По факту сейчас предприятия вынуждены сами нанимать людей и отправлять их по домам, чтобы постоянно напоминать людям о необходимости оплачивать услугу по вывозу мусора.

Сейчас тариф на вывоз – 3200 сумов на человека, он не пересматривался с 2019 года. Согласно международной практике в этой сфере, тариф должен быть таким, чтобы за семь лет окупить работающий мусоровоз и дать возможность накопить на новый, чтобы вовремя заменить устаревшую технику. В Узбекистане очень далеко до этого.

"Мы несем такие убытки, что сейчас уже никто не привозит в страну сортировочное оборудование. С 2020 года мы занимаемся только тем, что тратим деньги, рентабельности у бизнеса нет никакой. Нам каждый день говорят, что будет хорошо, но это хорошо не наступает", – отметил один из собеседников.

Убыточный бизнес
Сейчас это убыточный бизнес, который никому не нужен. Пять лет назад свою работу начали девять кластеров в крупных городах, сейчас один уже закрылся, большая часть не занимается полноценной переработкой мусора. На начальном этапе работы предпринимателям выделили кредиты на покупку оборудования и территории, были большие обещания, но затем все про них просто забыли.

По словам руководителей кластеров, спустя пять лет работы они до сих пор не получили никакой прибыли, деньги "вбухиваются" в поддержание работоспособности оборудования и оплату процентов по кредиту. Во всем мире на "зеленые" проекты кредиты выделяют на срок от 15 до 30 лет, в Узбекистане же на переработку мусора кредиты выдают от 5 до 7 лет, что ставит предпринимателей в незавидное положение.

Переработка отходов – это социальный проект и если здесь не будет поддержки со стороны государства, то частный бизнес не справится.

"Сначала нам казалось, что это легкий способ заработка, таким бизнесом занимаются в Китае, США и Италии. Но, когда мы вошли в этот бизнес, здесь оказалось очень много проблем. Во-первых, есть проблема с регулированием законодательства, во-вторых – тарифы, в-третьих – проблемы с хокимиятами", – отметил один из собеседников.

Переработчикам обещали урегулировать вопрос с незаконным сбором полезных отходов, разобраться с юридическими лицами, которые не хотят платить за мусор и просто сваливают свои отходы в обычные мусоросборочные пункты в жилых массивах, однако ничего этого не произошло. Из-за нелегальных пунктов сбора вторсырья часть перерабатывающих заводов испытывает нехватку отходов и простаивает.

Кроме того, тендеры на вывоз мусора получают не современные предприятия, которые имеют необходимое оборудование, а небольшие частные компании, которые часто не выполняют свои обязательства по переработке, а просто свозят мусор на полигоны.

Если не принять экстренные меры, то сфера переработки перестанет работать через 2-3 месяца.

Мусорные полигоны
Чтобы создать нормальный мусорный полигон на 500 тысяч человек, нужно 3-4 миллиона долларов. Когда вы привозите на полигон мусор, с ним приходит и жидкость, она перемешана с металлом и пластиком, это все гниет, плюс люди выкидывают химикаты, шприцы и все это уходит под землю. Для того, чтобы этого избежать, нужна герметичная яма для отходов. Современных полигонов, отвечающих всем необходимым требованиям, в Узбекистане сейчас нет.


КОММЕНТАРИИ