Герои нашего времени. Almaty-London-Almaty » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Герои нашего времени. Almaty-London-Almaty

В Казахстане акима (мэра) Шымкента освободили от должности после его публикации в Instagram. 24 июля Габидулла Абдрахимов опубликовал видео-сообщение из Лондона, которое вызвало бурную реакцию населения. Бывший аким самого быстрорастущего города Казахстана пожелал «всем нашим детям, всей нашей молодежи, чтобы они успешно работали в Казахстане, добивались всего и ездили по всему миру». 30 июля Абдрахимова сняли с должности, отметив что кредит политического доверия исчерпан.
 
Такая реакция властей скорее исключение, чем правило. Продюсер «Открытой Азии онлайн» Айнура Калдыгулова рассказывает как обычно общество и власть реагируют на «неосторожные» фразы или поступки.

Утомленные жарой алматинцы искали прохладу в кофейнях, проводили деловые встречи, обсуждали проекты и последние сплетни. Все то же действо, что и в  главном городе страны с не менее главным названием. Алматинские беседы отличались лишь творческим налетом. 

Я стала невольной слушательницей разговора молодых девушек за соседним столиком. Юные особы обсуждали красивую жизнь интернет-знаменитостей в Instagram, которых сейчас принято называть инфлюенсерами. Среди обсуждаемых звезд были и личности с запятнанной репутацией, которые мы в кулуарах зовем «нерукопожатными». Но для молодежи они были кумирами и ориентирами на будущую жизнь. Какие маяки мы ставим сейчас перед собой, к такому будущему и плывем. 

Если обратиться к мировой практике, то личности с запятнанной репутацией, как правило уходят в тень, автоматически становясь персонами нон грата в светском мире и уж тем более не занимают ответственные посты. Вспомним историю отношений некогда известного американского исполнителя Криса Брауна и популярной певицы Рианны, которые неблагополучно закончились для первого. Исполнитель после избиения певицы потерял уважение и интерес свой аудитории. Альбомы не скупались, концерты не собирали гостей, ведущие ток-шоу прекратили приглашать агрессора. Именно так отнеслась американская публика к своей звезде, быстро сняв ее с пьедестала. И это не единственная история, когда гражданское общество само решило, кого возводить в кумиры , а кого отправить в забвение, формируя этим свои ценности. 

Если вернуться в казахстанские реалии, то рассмотрим провальные кейсы известных вайнеров, которые имеют миллионную аудиторию. Вспомните ролик от Zheka Fatbelly про тротуары и асфальт, где он высмеивает горожан, видимо забыв благодаря кому он стал популярным. Общество не объявило ему бойкот, вайнер продолжает заключать рекламные контракты и развивать собственный бизнес. Вроде радуешься за молодого человека и его успех, но внутри все же гложет тревога.

Нельзя не отметить еще один кейс вайнеров Yuframe и их сексисткого ролика с участием братьев Запашных. Тогда лишь небольшое количество людей возмутилось его содержанием, остальная же продолжала хихикать и ставить лайки. 

Во времена работы в глянцевом журнале, я стала наблюдателем и соучастником того, как «лепятся звезды». На обложках мировых издании, оказавшихся в руках казахской франшизы появлялись токал (ред. - вторая жена) и псевдо бизнесмены, которые с упоением рассказывали свою историю успеха. Мы так соскучились по красивой сказке о простом человеке из народа, который открыл свое дело, заработал деньги и занялся благими делами, что поверили в нее сами и растиражировали ее на весь мир.  Мир тоже  поверил. Потому что это надежда, которая нами движет и делает сопричастной к красивой сказке. Сразу вспоминается Пушкин, «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!»

В плену обмана, мы разместили одну особу во все рейтинги успешных и селфмейдных персон. Она сразу стала вещать в университетах о правах женщин и равноправии в бизнесе, создавая дело на деньги богатого любовника. У меня случился диссонанс, но несправедливость лично к себе я не ощутила, так как сама была пособником казахстанского приквела «Звезда родилась».

Особа же не просто стала звездой, но и умело влезла за стол господ. Теперь она, как и все придворные акыны(ред - поэты и певцы) вещает, что люди ленивы и государство им ничего не должно. Кстати, интересная манипуляция обвинять народ в лени, ведь чем больше мы о себе так думаем, тем больше работаем, пытаясь доказать обратное. Мы ленивы лишь в одном — в отстаивании своих прав, в остальном мы инструменты для обогащения отдельного слоя людей. 

В нашей стране легко стать нерукопожатным, если ты неугоден власти или бизнес элите. Также легко и взлететь на Олимп, став придворным акыном, даже если твою репутацию закатали под катком возмущений и бунта общества. Потому как лишь небольшая горстка людей будут бойкотировать девиантоному поведению, но через несколько дней появится другой информационный повод и об этом забудут. Потому что общество не участвует в формировании ценностей, оно живет своей жизнью, где ценности приходят с каждым новым правителем. 

К сожалению, это стало нормой для казахстанского интернет сообщества. Одноминутный протест, словно нас на короткое время вывели из коматозного состояния и показали страшную реальность.  Но наше сознание не справилось с ужасом и снова впало в анабиоз, в мир, где не насилуют детей, не избивают женщин, где соблюдаются права людей, где в мирное время не взрываются города, сотни людей остаются без домов и слуги народа не вещают нам из самых дорогих городов мира о высоких материях. 

Акыны, как умелые гипнотизеры показывают нам  «дивный новый мир», в котором им нашлось место. Они демонстрируют сытую и стабильную жизнь, словно рекрутируя тех, кто стоит на перепутье., Но однозначно там нет места нам, тем кто не научился искусно петь. Мы же как те дети, которых взрослые не пустили за богатый стол, но обещали накормить, после ухода гостей. Мы подглядываем в замочную скважину, надеясь попасть на праздник жизни. Иногда отправляем своих в надежде, что они замолвят за нас словечко о правах. Но они не возвращаются. Как правило с «щедрого стола» мало кто вернулся, сложно отказаться от сытой жизни, когда нужно то всего лишь научиться искуссно петь. 

Акыны ведут себя, как полубоги, потому что нельзя оскорблять господ своим превращением в божество. Лишь наполовину, суррогатный, чтобы и аудиторию свою не раздражать. Поэтому акыны полубоги иногда будут читать назидания и мораль своим господам, чтобы не упасть в глазах своих поклонников, но лишь по предварительной договоренности. Quod licet lovi, non licet bovi.Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. 
 
Придворных акынов растили в казахской степи, сейчас взращивают целые государственные институты. Вещать о том, что выгодно, молчать о том, что тревожит сердца людей. Но и это будет под соусом «зачем бередить раны, хорошо же живем, господа?»

 10 лет назад мы надеялись, что пройдет время агашек и придворных акынов.Но на кого подписана современная молодежь в социальных сетях? Это молодые люди, которые сулят тендер за 30 секунд, красивые девушки содержанки, летающие по направлению Алматы-Монако,  бизнес, созданный на откатах, юмор, отвлекающий нас от главного.

Как маяки, они указывают нам путь. Но он ведет в никуда. 

Мы сами создали этих акынов, помогли им взобраться на Олимп к Богам и удивляемся, когда они смеются над нами из Лондона или Парижа. А наши господа радуются готовой марионетке, готовому продукту подражания.  Нам ставят на «репит» песнь о том как хорошо мы живем и мы невольно начинаем ей вторить. 

Поэты, которые остались в истории нашей страны, подверглись гонениям, но остались верны своим ценностям. Они мечтали передать их нашему поколению и рисковали своей жизнью. Но нам они не нужны. Мы мечтаем в своем профиле написать: «Almaty-London--Almaty.»
Автор: Айнура Калдыгулова


КОММЕНТАРИИ