Премьера оперы "Паяцы" в Ашхабаде стала событием для зрителей » The Asia Times - события в Азии и в мире: темы дня, фото, видео, инфографика.

Премьера оперы "Паяцы" в Ашхабаде стала событием для зрителей

18 апреля в Большом зале консерватории состоялось событие - премьера оперы Руджеро Леонкавалло в исполнении творческого содружества энтузиастов - преподавателей и студентов, по инициативе преподавателя Атаджана Бердыева, который много лет вынашивал эту идею. Помогла ее осуществить многогранная Екатерина Дарчия, которая в этот раз вместе с Атаджаном стала еще и режиссером оперного спектакля, отрабатывала игру и движения хористов, демонстрацию комедии - фарса и эмоциональную реакцию хористов - зрителей на действия главных исполнителей и на неожиданную для всех трагическую развязку.

Сцены с Неддой/Коломбиной режиссировал Атаджан Бердыев со своей бывшей студенткой Дженнет Мекановой, которая после окончания в прошлом году консерватории работает в Лебапе и специально приехала на премьеру.
Счастливчики, которым удалось проникнуть в музыкально-драматический театр имени Махтумкули в ноябре 2019 и увидеть оперный спектакль "Паяцы" в рамках программы культурного обмена между Италией и Туркменистаном, до сих пор вспоминают радость возвращения в страну классической оперы после нелепого запрета и закрытия замечательного театра оперы и балета в 2001 году. Режиссером был Даниэле де Плано, главную роль Канио исполнил Франческо Аниле, все другие роли исполнили туркменские певцы с государственными симфоническим оркестром и хором.
Привыкшие к замечательным разноплановым концертам в консерватории меломаны и верные зрители были приятно удивлены анонсом предстоящей премьеры оперы и зал был полон.
Трижды, как ностальгическая приятность, прозвучал звонок - милая "находка" организаторов.

На входе зрители получили программу - брошюру с текстом либретто полной оперы и перечнем 12 выбранных из оперы эпизодов. Полная опера идет 1 час 50 минут, в консерватории она динамично шла час. И пели участники на итальянском языке!

Перед началом спектакля Екатерина Дарчия своим проникновенным голосом ознакомила собравшихся с полным текстом либретто оперы не только для понимания сюжета, но и для создания атмосферы действия.
Функцию оркестра выразительно исполнила концертмейстер Дженнет Атаева.
Фоновой декорацией стала белая драпировка. Отказ от декораций и современная одежда не были тенденцией новаций, а бюджетная реальность.

А современные длинные платья девушек хора, который играл население деревни, были вполне адекватны времени действия драматической истории бродячей группы актеров.

Костюмами трех различных клоунов для второго действия и реквизитом трапезы, где реальность трагически вторглась в театральное действие буффонады, любезно поделился театр имени Махтумкули.
Но главным было актерское мастерство певцов.
Канио - паяц (Пальяччо), убивший в приступе ревности любимую жену и своего соперника во время представления спектакля бродячих артистов вовсе не злодей, а жертва большой любви.

Атаджан Бердыев с внешностью героя - любовника, положительную человеческая энергетику которого зрители в полной мере ощутили на многочисленных благотворительных концертах с его участием, оказался ярким драматическим артистом, сыгравшим бурные чувства приступов ревности пожилого супруга, боль от предательства, которые довели его героя до убийства, осмысление им совершенного им в порыве страсти чудовищного преступления и горе утраты любимой, которую он страстно оплакивает.
В зале многие сидели со слезами на глазах в финале представления или глотали слезы с комом настоящих эмоций в горле.

После спектакля кто-то пошутил: "Как можно было изменить такому красавчику?!".

Режиссеры спектакля и артисты профессионально представили зрителям две формы актерской игры: реалистическую (прибытие балаганщиков в деревню, баллада Недды, ее встреча с любовником Сильвио, появление Канио по наушничеству Тонио, знаменитые речитатив и ариозо Канио "Смейся, паяц, над разбитой любовью" в первом действии и финал оперы), и гротесковую, с утрированно - комической манерой игры по традициям народной Комедии дель арте, с нарочитыми жестами, позами, буффонными трюками и дурачествами.
Роль Беппо (Арлекино) досталась студенту 4 курса и известному зрителям по многочисленным концертам Мансуру Шарипову.

А для студента второго курса Довлета Ёлдашева роль Тонио (слуги Таддео в виде клоуна) стала ошеломительным дебютом. Кроме певческого и актерского таланта он проявил удивительную атлетическую форму в высоком прыжке и сальто!
Роль крестьянина Сильвио исполнил студент 4 курса Айнепес Какаев.
Очень реалистично артисты падали, в том числе "замертво".
К великому изумлению режиссера Екатерины, в финальной части Сильвио упал не отрепетировано лицом к зрителям, а задом. Но этого маленького "прокола" зрители не поняли и можно считать его творческой импровизацией.
Опера "Паяцы" подарила не только крылатую фразу из уст Канио в финале: "Финита ля комедия", но и слово "паясничать" (кривляться, ломаться).
Кроме восторга от консерваторской оперы, осталась тень печали, что
эта грандиозную работу энтузиастов больше никто не увидит. И опять можно вспомнить слова Канио: "Спектакль должен продолжаться!".
Я уверена, что и по билетам меломаны придут на "Паяца", в том числе и я.
Под аплодисменты зрителей в конце исполнители пригласили ректора Расула Хангельдыевича Амангельдыева, который всегда приветствует и поддерживает музыкальные инициативы творческих преподавателей и студентов.


КОММЕНТАРИИ